«Занимательные страницы истории»

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации
подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придаётся развитию навыков поиска информации, работы с её различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России. Таким образом, критерий качества исторического образования в средней школе связан не с усвоением всё большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений через историю выдающихся личностей, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Педагоги

Гудзишевская Нина Валентиновна, учитель истории, обществознания

Содержание программы

  1. Древнерусское государство (23 часа).
  2. Русь удельная (8 часов).
  3. Московская Русь (16 часов).
  4. Россия в XVII веке (9 часов).
  5. Россия в XVIII веке (11 часов).
  6. Зачётная работа (1 час).

Цели программы

  • знакомство с занимательными фактами и событиями отечественной истории;
  • осознание роли исторической личности;
  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
  • совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.

Результат программы

Требования к результатам работы учащихся при освоении содержания курса:

Знать:

  • конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
  • историко-биографическую информацию, касающуюся выдающихся исторических личностей России;
  • какое влияние оказал то или иное историческое лицо в определённый период истории России.

Уметь:

  • работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
  • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, пред­ставлением результатов самостоятельных микроисследований;
  • анализировать и сопоставлять факты;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, проекта.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • критического восприятия получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Материально-техническая база

  • компьютер;
  • проектор;
  • карты исторических событий.