«По секрету всему свету...»

Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:

– социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;

– перевод учащегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.

Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.

Педагоги

Головина Галина Васильевна

Содержание программы

 

1 Модуль. Введение в журналистику.

Можно ли научиться писать?

Дайджест детской прессы. Особенности различных детских и подростковых изданий.

История возникновения журналистики.

Что такое профессиональная этика журналиста.

Круглый стол.

2 модуль. Основы журналистики.

Понятие информации. Информационные жанры.

Кто владеет информацией – тот владеет миром.

Публицистика. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности.

Как построить заметку.

Статья. Виды статьи.

Что такое удачный заголовок и как его придумать.

"Пусть не пугает чистый лист..."

"Плохой журналист сделает из хорошего материала невзрачную заметку, хороший из минимума информации сделает интереснейшую вещь". Поговорка журналиста.
Общение – это искусство.

Интервью как метод и как жанр. Как проводить интервью.
Особенность репортажа. Что такое "эффект присутствия".
"Король" художественно-публицистических жанров. Очерк.
Фельетон.


Выпуск газеты.
Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Правила проведения опроса. Методики опроса.
Культура речи. Требования к языку средств массовой информации. Формы устной и письменной речи.

Синтез жанров в современной журналистике.
Логические и эмоциональные способы воздействия на читателя.
Газета-экспромт.

3 модуль. Художественно-техническое оформление издания.

Заголовки и иллюстрации. Роль и функции иллюстраций.
Художественно-техническое оформление издания.
Макет номера. Верстка, основные ее правила.


Редактирование газетных материалов разных форм и жанров. Общее понятие о редактировании. Цели правки и ее виды.

Реклама в редакционно-издательской деятельности. Создание рекламного текста, его язык.

Выпуск газеты.
Подведение итогов.

 

Цели программы

Цели и задачи программы

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами внеурочной деятельности. Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета.

Задачи программы:

– осознание учащимся новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;

– развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.

Задачи:

Воспитательный аспект:

  • Умение делать выбор и принимать решения;
  • Умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
  • Умение быть автономным.

Образовательный аспект:

      ● Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

● Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

● Организация умения выделять и формулировать тему, идею;

● Формирование умений строить устные и письменные высказывания;

● Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

● Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

● Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования;

● Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.

 Развивающий аспект

    ● Развитие творческих способностей учащихся;

    ● Формирование таких качеств и умений 21 века, как:

     - ответственность и адаптивность

     - межличностное взаимодействие и сотрудничество

     - любознательность

     - критическое и системное мышление

     - информационная и медиаграмотность.

Результат программы

Предметные результаты

Будут знать:

- основные понятия теоретического курса по программе;

- особенности организации деятельности журналиста;

- разные виды классификаций форм выполнения верстки печатного СМИ;

- алгоритм издания и тиражирования СМИ;

- основы оформительской деятельности.

Будут уметь:

- устанавливать эффективные социальные связи взаимодействия;

- использовать социально приемлемые способы самовыражения, самореализации;

- разрабатывать план, организовывать и проводить интервью;

- самостоятельно разрабатывать структуру газеты, выстраивать материал на полосах;

- самостоятельно разрабатывать и реализовывать проекты, проводить мероприятия;

- планировать и организовывать деятельность группы;

- разрабатывать и реализовывать конференции и встречи с интересными людьми;

- координировать собственную деятельность;

- разрабатывать творческие встречи, игры.

Личностные результаты:

- сформированная адекватная позитивная самооценка и Я – концепция;

- научатся планировать свою деятельность, выстраивать взаимоотношения в коллективе;

- сформируют начальные навыки журналистской деятельности;

- получат возможность включиться в реальный вид деятельности;

- сформируют интерес к определенной профессии.

Метапредметные результаты:

- установят рабочие отношения в команде;

- смогут интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимоотношения;

- научатся брать на себя инициативу в организации совместной деятельности;

- приобретут знания журналистской деятельности, научатся применять знания на практике (разрабатывать план и брать интервью, работать с материалом, располагать его на полосах, верстать газету).

Особые условия проведения

Без ограничений

Материально-техническая база

Техническое оснащение

  1. Проекторы;
  2. Экраны;
  3. Компьютеры;
  4. Принтер