Программа «Учусь создавать проекты»

  Сущность проектной технологии – стимулирование интереса учащихся, соединение академических знаний с практическим опытом их применения. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Программа состоит из трёх разделов:

1.​ Самые первые проекты (формирование понятия проектная деятельность и навыков сотрудничества, формирование навыков сотрудничества). Что такое команда? Как работать в команде?

2.​ Основы проектной деятельности. (От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный. Работа над проектами.)

3.​ Работа над проектом. (Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектами.)

Содержание курса составляют следующие разделы:

· введение;

· способы мыслительной деятельности;

· этапы работы в рамках исследования;

· самостоятельные исследования;

защита результатов самостоятельных исследований

Педагоги

Савельева Юлия Васильевна, учитель начальных классов

Квалификационная категория - первая

Содержание программы

Содержание программы занятий будет способствовать:

• ​ овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;

• ​ саморазвитию и самовыражению;

• ​ осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;

• ​ востребованию творческого потенциала учеников;

​ получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

1 класс: Что такое проект:
Как выбрать тему проекта.
Цель и задачи проекта.
Гипотеза проекта.
Организация исследования.
Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, беседы со взрослыми, друзьями.
Наблюдение – доступный способ добычи информации.
Презентация.
Подготовка к защите проекта.

2 класс: Как составить проект
Проблема. Решение проблемы
Гипотеза. Цели и задачи
Визитка к проекту
Работа над проектом
Защита проектов

3 класс: Тема проекта
Этапы работы над проектом
Отбор и обработка информации
Знакомство с программой МРР
Проектно-исследовательская деятельность
Презентация

4 класс: Составление паспорта проекта
Создание постера
Освоение программы МРР
Тесты. Тестирование
Виды проектов
Работа с памятками
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
Защита проектов:

 

Цели программы

Цели программы:

• развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов;

• формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.

Результат программы

Первый уровень результатов (1 класс) – предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2-3 класс) – предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4 класс) – предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности.

 Личностные универсальные действия. У обучающегося будут сформированы:

• положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

• интерес к новому содержанию и новым способам познания;

• ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности успешности проектно-исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку своей работы;

• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

• высказываться в устной и письменной формах;

• ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

• оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.д.;

• видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.д.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий по проектной деятельности можно использовать следующие показатели:

• умение выделять проблему;

• умение ставить цель исследования;

• умение формулировать гипотезу;

• умение выделять объект и предмет исследования;

• умение осуществлять анализ результатов;

• умение оценивать промежуточные и конечные результаты;

• результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности.

• Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Особые условия проведения

Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков.

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Общение – главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме.

ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ
Образование трудового навыка способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей.

Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия.

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ

Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания – все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.

Ограничений для занятий внеурочной деятельностью нет. Занятия бесплатные.

Материально-техническая база

Учебно-методическое обеспечение

1 Белова И.И., Гетманцева С.М., Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Великий Новгород 2012 г
2 Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. Дубова М.В. М.,"Баласс" 2011г.
3 Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.  М., Просвещение 2010г.
4 Методика исследовательского обучения младших школьников Савенков А.И. Издательство «Учебная литература», дом "Фёдоров" 2011г.
5  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование 
[В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] – Просвещение,  2010.