Вокальное пение

Актуальность программы связана с ростом числа детских коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения.
Данная программа поможет увлечь детей, развить их музыкальное мышление, расширить кругозор и развить творческие способности, установить связь между музыкой и жизнью. Тематическая направленность программы позволит наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства. Подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам. Программа рассчитана на 1 год обучения – 70 занятий. Группа занимается по 2 раза в неделю. Длительность занятия – 45 минут.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Педагоги

Басанова Римма Анатольевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Содержание программы

Содержание программы обучения
1.Певческая установка, дыхание.
Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.
Необходимость постоянного внутреннего (со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы.
Певческая позиция при работе и исполнении песни.
Практическое освоение различных типов дыхания – грудное, брюшное. реберно-диафрагмальное.
Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.
Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.
2. Звукообразование, звуковедение. Артикуляция, дикция.
Гласные и согласные в пении.
Протяжные гласные и четкие согласные.
Правильное произношение.
Упражнения, способствующие правильной артикуляции.
3. Вокальные упражнения. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.
Сведения о музыкальном звуке и его свойствах (высота, сила, длительность, тембр). Нотная запись звуков. Октавы. Ключи. Расположение нот на нотоносце. Длительности. Паузы. Знаки альтерации.
Тон и полутон. Звукоряд. Тоника как главная устойчивая ступень звукоряда.
Понятие о ладе. Мажор и минор.
4. Индивидуальная работа по постановке голоса.
Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, памяти, эмоциональности, творческих способностей.
Продолжение формирования вокально-технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака») сохранение вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.
Вокальные упражнения должны быть направлены на формирование у детей основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, микстового, т.е смешанного звучания, тембровой ровности, пения с вибрато.
Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение произведений.
5. Ансамбль. Строй.
Понятие «ансамбль, строй». Пение ансамблем унисона. Двуголосие.
6. Работа с репертуаром.
Анализ вокального произведения. Формирование музыкального языка. Правильная фразировка и динамические оттенки.
Чистота интонации – результат правильной координации голосового аппарата.
Упражнения для выработки правильной певческой позиции.
Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.
Грудной и головной резонаторы, их влияние на окраску звука.
Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.
Осиплость тембра, форсировка звука. Упражнения на устранение дефектов.

Цели программы

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность формирование у учащихся устойчивого интереса к пению и исполнительским вокальным навыкам, приобщение их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры, заинтересованности детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Результат программы

К концу курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень – принцип успешности;
– принцип творческого развития;
– принцип гармонического воспитания личности.
Второй уровень – формирование осознанного восприятия музыкального
произведения;
– иметь четкое представление о специфике музыкального
жанра эстрадная песня;
– знать приемы работы над песней;
– иметь представления о средствах создания сценического
имиджа;
– уметь соблюдать певческую установку.
Третий уровень – самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
– уметь петь сольно и в ансамбле;
– видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям
и навыкам;
– самостоятельно создавать образ исполняемой песни

Особые условия проведения

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы – форма кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Материально-техническая база

Для реализации образовательной программы в кабинете для занятий необходимы следующие методические и технические средства обучения:
Рабочая программа по вокальному пению
Сборники песен и хоров
Методические пособия
Книги о музыке и музыкантах.
Справочные пособия, энциклопедии
Печатные пособия
Портреты композиторов
Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы выступлений хоровых детских коллективов
Учебно-практическое оборудование
Детские музыкальные инструменты,
Микрофоны
Компьютер
Мультимедийный проектор
Электронные носители с фонограммами (+ и -)