«Финансовая грамотность»

Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ, реализующиеся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать выбор, изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.

Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся данного возраста вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах. Финансовая грамотность, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придётся расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Педагоги

Распутько Евгения Станиславовна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

  1. Знакомство с предметом «Финансовая грамотность» (1ч.)
  2. История денег (2 ч.)
  3. История монет (2 ч.)
  4. Работа с нумизматическим альбомом (2 ч.)
  5. Бумажные деньги, история их появления (2 ч.)
  6. Фальшивые деньги. Способы защиты денег (1 ч.)
  7. Какие деньги были раньше в России (1 ч.)
  8. Банки: структура, функции, услуги (1 ч.)
  9. Банкоматы, банковские пластиковые карты (3 ч.)
  10. Валюты (2 ч.)
  11. Урок-экскурсия «Покупка товара за наличные деньги» (1 ч.)
  12. Урок-экскурсия «Знакомство с банкоматом» (1 ч.)
  13. Электронные деньги в современном мире – «за» и «против». Новые виды современных денег. (1 ч.)
  14. Викторина по теме «Деньги» (1 ч.)
  15. Откуда в семье берутся деньги. Заработная плата – основной источник дохода человека (2 ч.)
  16. Дополнительные источники дохода (2 ч.)
  17. На что семьи тратят деньги (1 ч.)
  18. Как правильно планировать семейный бюджет (2 ч.)
  19. Сбережения. Правила накопления (2 ч.)
  20. Что такое «товар» и услуги (1 ч.)
  21. Реклама. Как не попасть на уловку (2 ч.)
  22. Итоговое занятие: участие в лекторской группе с целью пропаганды финансовой грамотности, учащимся 3-х классов (1 ч.)

Цели программы

  • развитие экономического образа мышления;
  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Результат программы

Личностные:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

познавательные

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные

  • понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор.

Стоимость

Обучение бесплатное.