Юный путешественник (г. Петропавловск-Камчатский, СОШ № 30)

Обладая высоким педагогическим потенциалом, туристско-краеведческая деятельность способствует решению актуальных воспитательных задач. Участие в туристских походах направлено, в том числе, на развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам родного края, а также воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, развитие умений разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Участие в походе позволяет решать задачи физического воспитания: формирование ответственного отношения к своему здоровью, системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, развитие культуры безопасной жизнедеятельности.

Программа представляет собой начальный уровень туристкой подготовки и направлена на формирование компетенции, связанной с обеспечением собственного комфорта и безопасности в природной среде. Успешное освоение программы – это первый этап в формировании данной компетенции.

Данная программа построена на модульном принципе организации учебного процесса. Модуль – короткая программа, представляющая собой переживаемый учащимся реальный опыт по одному из видов активного отдыха в условиях природной среды или в ходе форм познавательной активности Программа основана на идеях педагогики приключения. Приключение рас­сматривается как ситуация взаимодействия ребенка с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств.

Модульность программного материала позволяет гибко выстаивать учебный процесс в зависимости от потребностей учащихся и возможностей образовательной организации и ряда других факторов.

Модули программы: «Введение в туризм», «Пешеходный туризм», «Основы ориентирования», «Туристский быт», «Лыжный туризм», «Коренные народы Камчатки», «Туристские соревнования», «Ориентирование в туристском походе», «Первая помощь», «Мой город», «Основы скалолазания», «Многодневный поход»

 

 

Педагоги

Скориков Юрий Александрович

Содержание программы

Раздел I. Введение в туризм и краеведение

1. Презентационное занятие для учащихся
2. Туристские маршруты и экскурсионные объекты Камчатки
3. Подготовка туриста
4. Жизнь и быт коренных народов Камчатки до конца XVII века
5. Элементы культуры и быта народов Камчатки сегодня
6. Ездовое собаководство на Камчатке

Раздел II. Физическая, техническая и тактическая подготовка

7. Общая физическая подготовка
8. Техника передвижения на лыжах
9. Соревнования по спортивному туризму
10. Узлы
11. Техника и тактика преодоления этапа «навесная переправа»
12. Самостараховка. Виды самостраховки
13. Подъем, траверс, спуск по наведенным перилам

Раздел III. Подготовка туриста

14. Подготовка к походу
15. Безопасность в походе, на туристских мероприятиях
16. Экипировка туриста. Групповое и личное снаряжение
17. Питание в туристском походе
18. Кемпинговое снаряжение
19. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
20. Подведение итогов похода
21. Охрана природы
22. Зимний туризм
23. Туристская группа в походе

Раздел IV. Основы ориентирования

24. Введение в ориентирование
25. Ориентирование по схеме
26. Ориентирование на местности
27. Изображение местности на топографической
28. Ориентирования по топографической карте
29. Приемы ориентирования на местности по топографической карте.

 

 

Цели программы

Цель программы: фор­мирование базовых навыков, необходимых для занятий туриз­мом и иными видами активности в природной среде.

Задачи программы:

1) презентация видов активного отдыха человека в условиях природной среды;

2) формирование базовых навыков, соответствующих уровню начальной туристской подготовки;

3) формирование мотивации к занятию туризмом.

Результат программы

В ходе обучения по программе ребята смогут принять участие в

- тренинге командообразования;

- в планировании похода выходного дня;

-в пяти однодневных походах, в том числе не менее двух лыжных;

- в двухдневном и трехдневном походах (возможно, в рамках лагеря);

- в двух соревнованиях (туристских и смежной направлен­ности);

- экскурсиях, в ходе которых посетят природные объекты края.

Также учащиеся получат опыт:

- самостоятельного планирования экипировки и снаряжения для однодневного выхода;

- работы с планами местности в ходе учебных мероприятий;

- работы с специальным снаряжением.

Особые условия проведения

Основная медицинская группа для занятий физической культурой.

Материально-техническая база

Занятия проводятся как в аудитории, так и в спортивном зале, пришкольной территории, на местности.