«Радуга творчества»

Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких видов является искусство Оригами.

Программа «Белый кораблик оригами» построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и «искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. На физиологическом уровне идёт активное развитие мелкой моторики и межполушарных нейронных связей головного мозга, что в свою очередь способствует активизации пространственного-образного мышления, воображения, памяти. Она ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.

Педагоги

Горбунова Ольга Алексеевна.

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Рассказать о бумаге, её роли в жизни человека, истории возникновения.

Оригами – искусство страны восходящего солнца. Его история. Порядок и содержание кружка. Знакомство. Материалы и необходимые для работы инструменты: бумага, ножницы, клей, карандаши. Техника безопасности.

Практическая работа:

Навыки изготовления квадрата.

2. Техника складок на бумаге.

Какие бывают складки. Их название и обозначения. Чем отличается складывание от сминания.

Практическая работа:

Показать виды складок.

3. Базовые формы.

Дать понятие о базовых формах. Показать на примере, что базовая форма – это начало сложной фигуры. Разновидность базовых форм.

Практическая работа:

Нарезать квадраты из черновой бумаги, Сложение «долиной» и "горой«.

3.1. Треугольник.

Освоение первого навыка сложения, изготовление плоских фигур. Сложить фигуры: лисёнок, котёнок, бычок, собачка, бабочка, стаканчик.

Рассмотреть какие геометрические фигуры получились в результате сложения.

3.2 Воздушный змей.

Закрепить понятие «диагональ» научить делить угол пополам. Освоить программы «выгнутый угол», «вогнутый угол». Освоение и изготовление изделий: лебедь, цветочная ножка, снегирь, воробей, синичка, тигр, обезьяна, собачка.

3.3. Дверь.

Дать понятие о делении квадрата пополам по средней линии. Освоение и изготовление изделий: машинка, коробочка, лодка, бумажник, кошелёк, слон, бантик.

3.4. Блинчик.

Нахождение центра квадрата при сгибании его по двум диагоналям. Освоение и изготовление изделий: кораблик, космонавт, аленький цветочек, тюльпан, нарциссы, сказка про пирата.

3.5. Дом.

Приём «расплющивания угла». Освоение и изготовление изделий: пилотка, пианино.

3.6. Водяная бомбочка.

Сочетание сгиба по диагонали по средней линии. Сочетание сгиба с «долиной и горой». Приём надувания. Превращение плоского квадрата в объёмную фигуру. Понятие открытая и закрытая сторона. Освоение и изготовление изделий: тюльпан, лягушка, чертёнок, надувной зайчик, рыбка, письмо сердечком.

3.7 Квадрат.

Закрепить важность различия складок «горкой и долиной». Нахождение центра квадрата при сложении по средним линиям. Обратить внимание, что при делении по диагоналям и средним линиям центр квадрата в одной точке. Повторить понятия «открытая» и «закрытая» сторона квадрата. Разложение треугольника. Освоение и изготовление изделий: вазочка, будёновка, коробочка, орнамент, лягушка.

3.7. Рыба.

Усложнение сложений. Двойной воздушный змей. Складка «молния», «складка», «птичка». Освоение и изготовление изделий: лебедь, морской котик, пингвин, кит, крокодил, петушок, белочка.

3.8. Катамаран.

Сочетание сложений базовых форм: водяной бомбочки, двери, блинчика. Новый приём «выгнуть складку». Освоение и изготовление: лодка, бабочка, парусник, вазочка, пахарита.

3.9. Птица

Сочетание сложения квадрата и воздушного змея. Закрепить понятия «вогнуть» и «выгнуть» угол. Научить изменять складку «долину» на «горку» и наоборот. Освоение и изготовление: японский журавлик, антилопа, цветы.

3.10. Лягушка.

Сочетание сложений базовых форм квадрата и воздушного змея. Приём «отогнуть на себя». Освоение и изготовление: ирис, колокольчик.

4. Оригами – конструктор своими руками.

Понятие о модулях. Кусудамы – национальное украшение жилища и практическое применение. «Кусури» – лекарство, «дама» – шар. Важность точности складывания. Коллективность в работе. Освоение и изготовление: кубы, тетраэдры, многогранники, коробочки, куклы.

5. Освоение знаков складывания и чтение чертежей.

Международное обозначение складок – изобретённое Акирой Йошизавой. Разбор чертежей с применением международных знаков.

Практическая работа:

Складывание различных фигур и изделий по чертежам: цветы, животные, птицы, бытовые принадлежности.

6. Воспитательная и досуговая работа.

Праздники и тематические выставки работ детей: Новый год, Рождество, День святого Валентина – 14 февраля, День защитников Отечества – 23 февраля, Международный женский день – 8 марта.

7. Заключительное занятие. 

Подведение итогов. Полюбили ли мы ОРИГАМИ, встретимся ли мы вновь?

Цели программы

Цель и задачи программы

Цель – создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством искусства оригами

Задачи:

  •  развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, посредством занятий оригами;
  •  развивать образное мышление и мелкую моторику, тренировать память;
  •  прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
  •  развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;
  •  стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
  •  воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;
  •  развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
  •  развивать стремление к творческой самореализации.

Результат программы

Планируемые результаты.

Учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека.

Получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих творческих возможностей;
  • проявление познавательных мотивов;
  • развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с древним искусством оригами;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.

Особые условия проведения

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПиНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся 1-4 классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Программа вариативна, может быть адаптирована для учащихся с ОВЗ, возможно построение индивидуальных образовательных маршрутов.

Количественный состав – 10 человек −15 человек. В объединение принимаются дети от 7 до 10 лет, желающие заниматься творчеством.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

Для занятий по программе необходим кабинет. Рабочие места учащихся должны быть укомплектованы столами и стульями. В гигиенических целях в кабинете необходима емкость для сбора мусора. Для успешной реализации программы необходимо организовать детей по возрастным группам и в соответствии со школьным расписанием.

Усвоение программы осуществляется от простого к сложному, сочетая различные формы проведения занятий: в строгом школьном стиле, в игровых и развлекательных минутках, а так же по окончании складывания поиск применения изготовленных фигур. Чтобы более заинтересовать ребёнка к складыванию изделий в технике оригами необходимо подбирать бумагу, которая хорошо держит складки и имеет яркий внешний вид.

Лучшим материалом является офисная цветная двусторонняя бумага. Для пробного изготовления фигур нужна простая белая бумага или односторонняя цветная бумага. Кроме бумаги следует предусмотреть наличие ножниц (для изготовления квадрата), клея, карандашей или фломастеров.

Перечень оборудования, инструментов и материалов

Оборудование:

1. Столы письменные

2. Стулья

3. Компьютер

4. Принтер

Инструменты и материалы:

1.Канцелярский нож −15 шт.

2.Ножницы – 15 шт.

3.Цветная двусторонняя бумага – 500 листов

4.Белая бумага – 500 листов

5.Клей ПВА – 15 шт.

6.Клей карандаш – 15 шт.

7. Альбомы 18листов −15 шт.

Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования или учитель технологии, стаж работы в должности не менее двух лет.