«Ментальная арифметика»

Программа «Ментальная арифметика» – программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного возраста устному счету с использованием арифметических счет Абакус, в рамках дополнительного образования. 

Программа дополнительного образования "Ментальная арифметика" направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. 

Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. 

Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы, направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равно возможных, гармоничных и согласованных.

Занятия по программе помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления.

Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей.

Программа носит социально-педагогическую направленность. В процессе обучения используется специальная рабочая тетрадь.

Программа «Ментальная арифметика» имеет два модуля. Содержание первого модуля направлено на формирование и освоение определенных компетенций у групп дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста. Второй модуль углубляет уже приобретенные дошкольниками компетенции.

Педагоги

Конюшева Анастасия Александровна.

Содержание программы

Первый год обучения (5-6 лет)

  1. Вводное занятие "Диагностика"
  2. Вводное занятие "Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)"
  3. Тема "Знакомство с Абакусом"
  4. Тема "Набор чисел, использование пальцев, пятерка, "птичка"
  5. Тема "Использование "старших" разрядов для отображения чисел"
  6. Тема "Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья"
  7. Тема "Знакомство с флеш-картами"
  8. Тема "Повторение отображения чисел"
  9. Тема "Работа с флеш-картами, набор чисел на абакусе"
  10. Тема "Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила)"
  11. Тема "Ментальная карта и как с ней работать"
  12. Тема "Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не требуются правила)"
  13. Тема "Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются правила)"
  14. Тема "Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\-5, когда не требуются правила)"
  15. Тема ""Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда не требуются правила)"
  16. Тема "Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами"
  17. Тема "Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил"
  18. Тема "Повторение: состав числа 5
  19. Тема «Правило: +4 = −1+5» 
  20. Тема "Правило: +3 = −2+5"
  21. Тема "Правило: +2 = −3+5"
  22. Тема "Правило: +1 = −4+5"
  23. Тема "Повторение. Решение примеров с применением известных правил"
  24. Тема "Правило: −4 = −5, +1"
  25. Тема "Правило: −3 = −5+2"
  26. Тема "Правило: −2 = −5+3"
  27. Тема "Правило: −1 = −5+4"
  28. Итоговое занятие 

Второй год обучения (6-7лет)

  1. Вводное занятие "Счет в воображении"
  2. Тема "Повторение. Устройство абакуса"
  3. Тема "Повторение. Набор чисел, использование пальцев, пятерка, "птичка"
  4. Тема"Повторение. Работа с флеш-картами. Повторение отображения чисел"
  5. Тема "Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2 +\- 5, когда не требуются правила)"
  6. Тема "Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, 3 +\- 5, когда не требуются правила) "
  7. Тема "Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, 3, 4+\-5, когда не требуются правила)"
  8. Тема "Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах.Примеры с двузначными числами"
  9. Тема "Повторение. Правило: +4 = −1+5"
  10. Тема "Повторение. Правило: +3 = −2+5"
  11. Тема " Повторение. Правило: +2 = −3+5"
  12. Тема "Повторение. Правило: +1 = −4+5"
  13. Тема "Повторение. Решение примеров с применением известных правил"
  14. Тема "Повторение: работа на счетах „птичкой“. Состав числа 10"
  15. Тема "Правило: +1 = −9+10"
  16. Тема "Правило: +2 = −8+10"
  17. Тема "Правило: +3 = −7+10"
  18. Тема "Правило: +4 = −6+10" 
  19. Тема "Правило: +5 = −5+10"
  20. Тема "Правило: +6 = −4+10"
  21. Тема "Правило: +7 = −3+10"
  22. Тема "Правило: +8 = −2+10"
  23. Тема "Правило: +9 = −1+10"
  24. Тема "Повторение. Контрольное задание на правила"
  25. Тема "Комбинированный метод +6 (-5,+11)"
  26. Тема "Комбинированный метод +7 (-5,+12)"
  27. Тема "Комбинированный метод +8 (-5,+13)"
  28. Тема "Комбинированный метод +9 (-5,+14)"
  29. Тема "Повторение. Решение примеров с применением известных правил"
  30. Тема "Правило: −1 = −10+9"
  31. Тема "Правило: −2 = −10+8"
  32. Тема " Правило: −3 = −10+7"
  33. Тема " Правило: −4 = −10+6"
  34. Тема "Правило: −5 = −10+5 "
  35. Тема "Правило: −6 = −10+4"
  36. Тема "Правило: −7 = −10+3"
  37. Тема "Правило: −8 = −10+2"
  38. Тема "Правило: −9 = −10+1"
  39. Тема "Повторение правил. Упражнения на все правила"
  40. Тема "Комбинированный метод. Правило −6 (-11,+5)"
  41. Тема "Правило −7= −12+5"
  42. Тема "Правило: −8 = −13+5"
  43. Тема "Правило: −9 = −14+5"
  44. Тема "Отработка правил комбинированного метода"
  45. Итоговое занятие

Цели программы

Целью программы является тренировка мозга для максимальной скорости восприятия и обработки любой информации.

Задачи программы:

Образовательные (предметные):

  • прививать интерес у учащихся к математике;
  • обучать детей приёмам устного счета с использованием абакуса;
  • углублять и расширять знания по математике.

Развивающие (метапредметные):

  • способствовать развитию воображения, мелкой моторики;
  • развивать математический кругозор, мышление, фотографическую память, внимание, правое и левое полушарие головного мозга;
  • развивать исследовательские и творческие умения учащихся.

Воспитательные (личностные):

  • способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
  • воспитывать настойчивость, инициативу, самостоятельность;
  • сформировать ответственность за начатое дело;
  • сформировать навыки здорового образа жизни;
  • сформировать мотивацию на получение дополнительных знаний.

Результат программы

Предполагаемые результаты обучения по окончанию первого года обучения:

Образовательные:

  • Умеет производить вычисления сложения и вычитания на абакусе;
  • Свободно ориентируется в числовом ряду в пределах 100;
  • Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью педагога;
  • Может перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

 Развивающие:

  • Развитие нестандартного мышления;
  • Расширен пассивного и активного словарного запаса и выражений.

 Воспитательные (личностные):

  • Самостоятельность, дисциплинированность;
  • Формирование навыков продуктивного сотрудничества и здорового образа жизни;
  • Повышение общекультурного уровня.

 Предполагаемые результаты обучения по окончанию второго года обучения:

 Образовательные (предметные):

  • Свободно ориентируется в числовом ряду в пределах 1000;
  • Преобразовывает информацию из одной формы в другую: составляет математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находит и формулирует решение задачи с помощью простейших моделей.

 Развивающие (метапредметные):

  • Расширились познавательные и творческие способности.  Пополнился активный словарный запас и выражений.

 Воспитательные (личностные):

  • Владеет навыками общения, коммуникативными компетентностями;
  • Владеет навыками групповой деятельности и индивидуальной работы;
  • Владеет этическими нормами общения и поведения.

Предполагаемые результаты обучения по окончанию второго года обучения:

 Образовательные (предметные):

  • Свободно ориентируется в числовом ряду в пределах 1000;
  • Преобразовывает информацию из одной формы в другую: составляет математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находит и формулирует решение задачи с помощью простейших моделей.

 Развивающие (метапредметные):

  • Расширились  познавательные и творческие способности;
  • Пополнился  активный словарный запас и выражений. 

 Воспитательные (личностные):

  • Владеет      навыками   общения,   коммуникативными компетентностями; 
  • Владеет навыками групповой деятельности и индивидуальной работы; 
  • Владеет этическими нормами  общения и поведения.

Особые условия проведения

Особенность организации образовательного процесса
Содержание и материал данной программы дифференцируется по уровням сложности и отражается в разделе «Содержание учебного плана», предусматривая задания разного уровня сложности по каждой теме программы. Каждый учащийся имеет право на доступ к любому из уровней сложности дополнительной общеразвивающей программы через процедуру диагностики степени готовности к освоению содержания материала заявленного уровня. Успешно освоившие первый уровень программы (первый год обучения), переводятся на второй уровень.

Состав групп постоянный, группы могут формироваться по возрастным характеристикам:

Первая группа (5-6 лет),

Вторая группа (6-7 лет)

Наполняемость групп 13-15 учащихся.

Материально-техническая база

  1. Компьютер с подключенным интернетом.
  2. Принтер цветной печати.
  3. Рабочий стол педагога.
  4. Столы и стулья для воспитанников.
  5. Абакусы на каждого ученика.
  6. Наглядные пособия, флеш-карты на каждого ученика.
  7. Ментальные карты на каждого ученика.
  8. Рабочие тетради (2 части) на каждого ученика.
  9. Демонстрационный абакус для педагога.
  10. Методическая литература для проведения физкультминуток и дыхательных упражнений, упражнений для глаз.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Программа «Ментальная арифметика» для детей от 5 до 7 лет содержит перечень УМК – учебно-методического комплекта необходимого для осуществления образовательного процесса.