«Умелые ручки»

Предметом изучения в программе является технология рабо­ты с бисером, природным материалом, гофрированной бумагой, которая дает воз­можность узнать историю возникновения национальных реме­сел на Руси и в других странах мира.

Уровень усвоения программы общекультурный.

Образовательная программа «Умелые ручки» предполагает  знакомство учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества. Коллектив объединения «Умелые ручки» организует и проводит совместно с фольклорным коллективом творческие посиделки.

Актуальность

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе воспитания декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России и народов мира. Воспитанники получают дополнительные знания по изучаемым в школе предметам (истории, экологии, развитию речи и др.) и имеют творческие связи с другими объединениями, изучающими декоративно – прикладное творчество.

Основная идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.

Педагоги

Авинова Злата Владиславовна

Содержание программы

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с детьми и родителями, с содержанием программы, планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила организации рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами. Правила дорожного движения. Организационные вопросы.

Практика: Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Сбор природного материала.

Теория: Времена года и погодные условия для сбора природного материала. Правила сбора. Техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.

Практика: Прогулки по лесу и парку, сбор природного материала.

Технология заготовки природного материала.

Теория: Простейший способ обработки – сушка под прессом. Тепловой способ обработки. Сушка листьев, злаков, ягод и др. природного материала. Хранение природного материала.

Практика: Засушивание листьев. Отбор шишек и желудей.

Составление аппликации "Осенний букет".

Теория: Что такое аппликация? Определение. История развития аппликации, как декоративно-прикладного искусства. Последовательность работы.

Правила наклеивания листвы.

Практика: Аппликация из природного материала.

Изготовление картин.

Теория: Знакомство с техникой изготовления картин, правильный подбор материала.

Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев.

Поделки "Лесовички".

Теория: Что можно сделать из природного материала? Природный материал, используемый при изготовлении объемных поделок. Волшебное превращение природного материала в поделки. Разнообразие объемных поделок.

Практика: Изготовление поделки из шишек и желудей: "Лесовички"

Поделка "Дом для зайчонка".

Теория: Последовательность работы по изготовлению объемных поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы соединения частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

Практика: Изготовление коллективной поделки "Дом зайчонка«.

Торцевание:

Вводное занятие.

Теория: Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками организации рабочего места.

Практика: Изготовление и заготовка торцовок.

"Фрукты"

Теория: Продолжать знакомить с торцеванием.

Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление декоративных картинок методом торцевания.

"Грибочки на тарелочке"

Практика: Подготовка рисунка на одноразовой тарелочке и изготовление декоративных грибочков методом торцевания.

"Цветик семицветик«

Теория: Закрепление понятия «торцевание». Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы и изготовление цветика семицветика.

"Зонтик"

Теория: Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы, подбор цветовой гаммы и изготовление зонтика.

"Ягоды в лукошке«

Теория: Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.

Практика: Подготовка основы и изготовление ягод.

Бисероплетение:

Вводное занятие.

Теория: История развития бисероплетенияи и «Родословная стеклянной бусинки». Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

Практика: Демонстрация изделий, образцов и иллюстраций, обучение чтения схем.

"Цветы"

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение.

Практика: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.

Панно "Стрекозы"

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок по схемам.

Практика: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка, подготовка основы и составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

"Зоопарк"

Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных: параллельное, петельное, игольчатое плетение по схемам.

Практика: Подетальное выполнение фигурок животных по схеме. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью.

Цели программы

Формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание уважения к народному искусству, в процессе занятий декоративно -прикладным творчеством

Результат программы

У обучающегося будут сформированы:

· широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

· устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

· адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

· внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

· выраженной познавательной мотивации;

· устойчивого интереса к новым способам познания;

· адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

· учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

· планировать свои действия;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

· адекватно воспринимать оценку учителя;

· различать способ и результат действия;

· вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

· выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

· проявлять познавательную инициативу;

· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

· преобразовывать практическую задачу в познавательную;

· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

· с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

· владеть монологической и диалогической формой речи.

· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

· использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

· высказываться в устной и письменной форме;

· анализировать объекты, выделять главное;

· осуществлять синтез (целое из частей);

· проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения об объекте.