Студия основ стихосложения «Первая строка»

Программа дополнительного образования «Первая строка – основы стихосложения» направлена на поддержку литературно-одарённых детей, обеспечение условий их гармоничного развития, а также организацию досуга учащихся. Данная программа продолжает традиции студии прозы, поэзии и журналистики, созданной в 1993 г. по решению Камчатской писательской организации на базе Дома писателей.

Программа является плодом профессионального и творческого осмысления автором потребностей начинающих авторов и окружающей их действительности. Она опирается на всемирное поэтическое наследие, однако приоритетное место в её содержании занимают произведения российских, советских авторов: А. Пушкина, А. Барто, В. Маяковского, А. Ахматовой, И. Бродского, В. Полозковой и других, а также поэтов, чей талант раскрылся на Камчатке: Г. Поротова, Р. Коренева, Е. Самсоновой, О. Шишковой, В. Нечаева, Ж, Германович и других.

Программа студии предоставляет школьникам возможность вникнуть в суть поэтического процесса, познакомиться с теорией стихосложения, развить творческие способности, приобщиться к литературному труду. С её помощью учащиеся расширят свои представления об отечественной литературе и литературе родного края, изучат специфику стиля конкретных авторов, познакомиться с различными традициями стихосложения.

Программа также способствует формированию личности. В результате её изучения, учащиеся разовьют способность самостоятельного мышления и оценки происходящих событий, научатся выражать мысли в устной и письменной форме, приобщатся к работе над художественными произведениями и получат стимул к самостоятельной творческой преобразующей деятельности.

Педагоги

Бурмина Дина Дмитриевна, журналист, член правления Камчатского отделения «Союз журналистов России», педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Программа последовательно знакомит учащихся с теорией стихосложения и мировым поэтическим наследием. 

В разделе «Поэзия» большое внимание уделено истории развития стихосложения, творческому методу величайших поэтов. В качестве примеров, материалов для рассмотрения и анализа используются произведения М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Д.Г. Байрона, Н.С. Гумилёва, А.А. Ахматовой и других. Ознакомление с творчеством выдающихся поэтов, признанных мастеров слова крепко вплетено в структуру программы. Таким образом теоретический материал подкрепляется наглядными примерами, что способствует его усвоению.

Раздел «Первые шаги в поэзии» рассчитан на то, чтобы побудить учащихся к приобретению первого осознанного творческого опыта. Он также начинает знакомить учащихся с поэтическим методом некоторых камчатских авторов. Занятия, посвящённые творчеству прославленных поэтов Камчатки включены в последующие пять разделов программы. Они охватывают как представителей прошлых эпох, так и современных авторов.

Раздел «Основы стихосложения» посвящает учащихся в глубины теории стихосложения. Он включает такие темы как «Стихотворный ритм», «Рифма», «Стихотворный размер», знакомит учащихся с основными терминами и понятиями.

В разделе «Образно-выразительные средства» упор делается на развитие образного мышления, развитие речи, обогащение словарного запаса через изучение выразительных средств и их роли в создании поэтического образа.

Раздел «Поэтические жанры» создаёт представление о низовых и высоких жанрах, о твёрдых и свободных формах стихов, о их классификации.

В разделе, посвящённом анализу поэтических произведений, приведены краткий и подробный планы разбора стихотворений. Отдельное занятие посвящено отработке их практического применения.

Раздел «Собственное продвижение» направлен на помощь учащимся в популяризации собственного творчества, привлечение к нему внимания широких масс. Он знакомит начинающих авторов со специальными электронными площадками и общественными объединениями.

Важной частью программы являются практические часы, направленные на совершенствование поэтического мастерства учащихся. Они запланированы в каждом тематическом разделе. Такие занятия («Практикумы») предполагают работу с произведениями учащихся. В ходе индивидуального и коллективного аналитического процесса производится исправление недостатков.

Особой ценностью в современном мире является способность представлять свои произведения широкой публики. Формирование навыка выразительного чтения – также неотъемлемая часть программы. Достижению результата способствуют специальные упражнения на тонкость восприятия поэтической речи, развитие дикции, артикуляции, силы звука. Их выполнению отводится отдельное место в структуре занятия. Практическое применение данного навыка отрабатывается и закрепляется в процессе состязания поэтов, являющегося элементом итоговой аттестации по результатам полугодия и учебного года, а также на занятиях в форме ролевых игр, творческих дискурсов, «поэтических рингов» и других.

Одним из самых главных элементов программы являются творческие лаборатории, в рамках которых студийцы создают собственные стихи, учатся анализировать свои работы и рецензировать работы товарищей.

Цели программы

Содействие творческому становлению учащихся, формированию успешной, гармоничной личности, способной сопоставлять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, владеющей представлением об окружающем мире, о культурных и социальных ценностях, способной к их сохранению и умножению.

Результат программы

В ходе освоения программы студийцы должны:

1. научиться ориентироваться в мировом и общенациональном поэтическом наследии;

2. уметь анализировать стихотворения;

3. знать основные периоды развития поэтической мысли;

4. знать поэтов родного края;

5. знать творчество камчатских поэтов;

6. уметь создавать собственные оригинальные поэтические произведения;

7. овладеть навыками выразительного чтения;

8. уметь использовать в своих произведениях изобразительно-выразительные средства русского языка;

9. уметь выступать перед публикой, связно и доходчиво излагать свои мысли;

10. бережно относиться к своему дару и развивать его.

Особые условия проведения

В студию принимаются дети, имеющие желание заниматься литературным творчеством, потребность в культурном общении и организации свободного досуга.

Материально-техническая база

Техническое обеспечение:

Компьютер, проектор, диктофоны.

Методическое обеспечение:

Поэтическая библиотека, литература по стихосложению, словари.