Юный краевед

Музей является уникальным социальным институтом, своеобразной моделью системы культуры, играющей огромную роль в воспитании личности. Для развития, обучения и воспитания младших школьников исключительно важна связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, младшие школьники приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется понимание необходимости сохранять для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Учащиеся расширяют кругозор, овладевают знаниями по музееведению, истории и географии родного края, основам туризма.

Программа «Юные краеведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от сбора предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску, освоению начальных туристских навыков, необходимых для экспедиционной работы музейщика, − всё это ведет к овладению элементарными навыками основ музейной работы.

Таким образом, программа направлена на комплексное решение вопросов развития, обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туристско-экскурсионной, краеведческой и музейной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как решаются не только образовательные задачи − усвоение музееведческих и краеведческих знаний, при этом осуществляются задачи воспитания просвещенной личности, формирования нравственных качеств, таких как: патриотизм, гражданственность, воспитание общей культуры.

Занятия по программе способствуют формированию навыков здорового образа жизни.

Педагоги

Митракова Алена Васильевна

Содержание программы

Тема 1. Введение в музееведение, 4 часа

Теоретические занятия

Что такое музей. Основные понятия и термины музееведения. Термин «музей». Наука о музеях. Права и обязанности юных музееведов.

Практические занятия

Работа с иллюстрированными карточками терминов. Составление словарика музейных терминов.

Домашнее задание

Викторина на тему музея (совместно с родителями).
Тема 2. Роль музея в жизни человека, 2 часа

Теоретические занятия

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Правила поведения в музее. Структура школьного музея.

Практические занятия

Экскурсия по школьному музею.
Тема 3. Из истории музейного дела, 4 часа

Теоретические занятия

История музейного дела. Знаменитые музеи мира. История возникновения музеев. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. Знаменитые музеи России.

Практические занятия

Просмотр видеофильма об истории возникновения музеев. Закрепляющая беседа. Устные тесты. Викторина "Знаменитые музеи России«.

Домашнее задание: ответить на вопросы викторины «Моя коллекция».
Тема 4. Коллекционирование, 2 часа

Теоретические занятия

История коллекционирования древностей. Кто такие коллекционеры? Понятие «коллекция». Какие бывают коллекции? Знакомство с коллекциями школьного музея.

Практические занятия

Знакомство с коллекциями значков, открыток, денежных знаков, минералов Камчатского края в школьном музее.
Тема 5. Виды деятельности школьного музея, 4 часа

Теоретические занятия

Обзорное знакомство с историей и содержанием экспозиций школьного комплексного музея.

Практические занятия

Подготовка проектов на тему «Музей нашей школы». Съемка для видеоролика «Наш музей».
Раздел II. Краеведение
Тема 6. География Камчатского края, 4 часа

Теоретические занятия

Общие сведения о географии Камчатского края. Природные богатства. Водные ресурсы. Климатические пояса. Уникальные экскурсионные объекты Камчатского края: вулканы и горячие источники.

Практические занятия

Демонстрация видеофильмов о Камчатке. Работа с атласом Камчатского края. Краеведческая викторина.
Тема 7. История Камчатского края, 4 часа

Теоретические занятия

Основные этапы истории Камчатского края. Факты из истории и культуры родного края: открытие Камчатки, страницы военной славы Камчатского края. Этнические особенности Камчатского края. Малые народности, их история, быт и традиции.

Практические занятия

Демонстрация видеофильма «Ангт», «Мэнго». Работа с тестовыми рисуночными бланками.
Тема 8. История г. Петропавловска-Камчатского, 2 часа

Теоретические занятия

История создания города, основные вехи истории и становления. Основные события, за которые Петропавловск-Камчатский удостоен звания «Город воинской славы». Памятники города. Названия улиц города.

Практические занятия

Просмотр видеофильма о Петропавловске-Камчатском. Изобразительная деятельность, подготовка работ для выставки "Мой город – Петропавловск-Камчатский«.
Тема 9. Животный мир Камчатского края. Охрана животных. Красная книга, 6 часов

Теоретические занятия

Представители животного мира Камчатского края: бурый медведь, заяц-беляк, дикий северный олень, снежный баран, росомаха, горностай, сова ястребиная, орлан белоплечий, глухарь каменный и т.д.). Районы обитания этих животных. Животные, занесенные в Красную книгу. Меры, принимаемые государством для охраны животных.

Практические занятия

Просмотр видеофильмов о животных Камчатки. Игры и викторины на закрепление темы «Животный мир Камчатского края». Составление кроссвордов. Подготовка проектов для конкурса "Подрост".

Цели программы

Развитие у младших школьников интереса к музейному делу, к истории родного края, своего города, семьи, сохранению здоровья.

Результат программы

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

− устойчивое положительное отношение к человеку, познанию, творчеству;

− осознание успешности для каждого учащегося;

− сформированность потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой и исследовательской деятельности;

− овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде;

− социализация младших школьников, воспитание патриотических чувств, интереса к истории своей семьи, поселка, города, края средствами музейной деятельности.

Предметные результаты:

− начальные знания музейного дела, музейной терминологии;

− начальные знания по краеведению;

− начальные практические навыки музейной работы;

− начальные практические бытовые навыки туриста;

− начальные умения и навыки поисково-исследовательской деятельности и проектной деятельности;

− расширение кругозора.

 

Особые условия проведения

Работа в школьном краеведческом музее