АрхИдея

Работа по развитию патриотического и духовно-нравственного воспитания строится на материале детского волонтерского объединения «АрхИдея», организованного в МАОУ Озерновской СОШ № 3. Разновозрастный состав способствует реализации одного из главных принципов, на которых строится деятельность объединения – каждый участник коллектива является и объектом, и субъектом воспитательного процесса.

Детское волонтерское объединение «АрхИдея» представляет собой диссеминационно-проектную модель гражданско- патриотического и духовно-нравственного воспитания: разработка и реализация различных проектов; внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию высокой духовно-нравственной позиции учащихся.

Педагоги

Алейникова Анна Николаевна

Тимошенко Елена Ивановна

Содержание программы

Программа включает в себя следующие направления:

Патриотическое направление

Цель - формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  • воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
  • воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
  • формировать культуру проявления гражданской позиции;
  • формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Духовно-нравственное направление

Цель: передача подрастающему поколению культурно-нравственных ценностей, аккумуляция, передача представлений об общей структуре мироздания, его происхождении, о месте человека в этом мире и его роли в нём, и главное – о Родине.

Задачи:

  • способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
  • способствовать повышению уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
  • способствовать развитию духовно-нравственного просвещения;
  • использовать региональный компонент в воспитательном процессе;
  • сохранять историческую память поколений и культурное наследие народа.

Цели программы

Цель:

Создание условий для социализации личности, формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

· формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

· укреплять нравственность – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

· формировать основы морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

· формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· способствовать принятию обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

· формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

· формировать способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам

В области формирования социальной культуры:

· формировать основы российской гражданской идентичности;

· пробуждать чувства личной ответственности за Отечество;

· формировать патриотизм и гражданскую солидарность;

· развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

· укреплять доверие к другим людям;

· развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

· формировать становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· формировать основы культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

Результат программы

Результаты первого уровня:

– приобретение школьниками социально значимых знаний (о нормах поведения человека как гражданина, о традициях миротворческой деятельности, о нормах поведения в информационном пространстве, при взаимодействии с другими людьми, в пространстве культуры и т.п.)

Результаты второго уровня:

– развитие социально значимых отношений школьников (ценностного отношения к Отечеству, к природе, к культуре, к труду, к другим людям, к здоровью)

Результаты третьего уровня:

– накопление школьниками опыта социально значимых действий (природоохранных, культурного поведения, участие в трудовых делах, здоровьесберегающих действий, самостоятельного приобретения знаний, опыта заботы о других людях)

Особые условия проведения

Занятия проводятся в школьном помещении, 2 раза в неделю, продолжительность – 1 академический час.

Программа рассчитана на 3 года, всего 204 часа.

Акции, мероприятия проводятся как в помещении школы, так и вне его.

Материально-техническая база

Персональный компьютер, проектор, стенды.