«Экология, геология – науки очень важные»

 

Направленность программы – естественнонаучная.

В основу данной программы положены следующие принципы:

- тематическое планирование учебного материала с учетом возрастных особенностей детей;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности детей;

- сочетание теоретической деятельности с практической результативной деятельностью;

- чувство гражданственности и патриотизма;

- чувство ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению;

Занятия по данной программе разделены на три направления:

1. Теоретическое.

Учащиеся в течение всего курса осваивают теоретический материал, приобретают знания по разделам: экология, биология, природоведение, геология, краеведение и туризм. Занимаются учебно-исследовательской, проектной и отчетной деятельностью.

2. Практическое. Закрепление теоретических знаний на практике

v Участие в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях и др.

v Работа по учебно-исследовательским проектам: на учебно-экологической площадке, работа по благоустройству села, охрана грибных и ягодных мест прилегающих к селу Мильково, охрана родников, ручьев и рек Мильковского района, составление карт загрязненности села Мильково и д.р.

v Агитационная работа среди населения, выступления в СМИ, в интерне на сайте.

v Написание творческих работ, проектов, рефератов.

3. Опытно-исследовательское.

Сочетание этих трех направлений Программы помогает сделать процесс обучения интересным, доступным.

Программа рассчитана на 7 лет и разбита на 3 блока, каждый блок может быть самостоятельным, это делает программу мобильной, в зависимости от профессионализма педагога или от социальной ориентированности детей.

1 этап (блок). Личностно-ориентированный. 1 год обучения.

2.этап (блок). Образовательный. 2, 3, 4, год обучения.

3. этап (блок). Личностный. 5, 6, 7 год обучения.

Педагоги

Руководитель объединения:

Красильникова Валентина Михайловна.

 

Содержание программы

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Вводное занятие (3 ч.); Знакомство с наукой экология (12 ч.); Подготовка к осенней выставке (12 ч.); Земля – небесное тело. (9 ч.); Звездное небо (9 ч.); Наша планета (9 ч.); Воздух, вода, почва (24 ч.); Какие бывают растения? (12 ч.); Какие бывают животные? (21 ч.); Дикие и домашние животные. (12 ч.); Сезонные изменения в лесу (24 ч.); Красная книга Камчатки (21 ч.); Определение сторон горизонта (12 ч.); Школа безопасности. (24 ч.); Мероприятия, посвященные ВОВ (12 ч.); Итоговое занятие (3 ч.)

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Вводное занятие (3 ч.); Повторение пройденного материала первого года обучения (15ч.); Подготовка к конкурсу «Эколог года». (15 ч.); Знакомство с сообществом леса (15 ч.); Сезонные изменения в природе (21 ч.); Зимующие и перелетные птицы Камчатки (15 ч.); Птицы, животные, насекомые санитары леса (18 ч.); Круговорот воды в природе (12 ч.); Невидимые нити (12 ч.); Размножение растений (12 ч.); Знакомство с почвой (12 ч.); Красная книга Камчатки (18 ч.); Краеведение (18 ч.); Школа выживания (21 ч.); Итоговое занятие (3 часа).

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Вводное занятие (3 ч.); Повторение пройденного материала второго года обучения (15 ч.); Подготовка к конкурсу «Эколог года» (12 ч.); Геология. Ориентирование(18 ч.); В стране воды (18 ч.); По стране воздуха (18 ч.); Лес. Этажи леса (18 ч.); Люби и знай свой край. (24 ч.); Растения полуострова Камчатка (24 ч.); Животные полуострова Камчатка (24 ч.); Заповедники, заказники Камчатки (21 час); Школа выживания (21 час); Итоговое занятие (3 час).

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Вводное занятие (3 ч.); Повторение пройденного материала на третьем году обучения (12 ч.); Подготовка к «Экологу года» (12 час); Геология. Ориентирование(18 ч.); Полезные ископаемые (24 ч.); Краеведение (27 час); Красная книга России. (24 ч.); Растения и животные полуострова Камчатка (18 ч.); Опасные явления природы (21 ч.); Проведение природоохранных акций (12 ч.); Навыки туриста (21 ч.); Школа выживания (21 ч.); Итоговое занятие (3 часа).

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 

Вводное занятие (3 час); Подготовка к конкурсу «Эколог года» (12 час); Эволюция жизни (24 ч.); Экология (24 ч.); Природные ландшафты. (24 ч.); Деградация окружающей среды. (36 ч.); Краеведение. Люби и знай свой край. (18 час); Геология. Полезные ископаемые (24 ч.); Навыки туриста (27 ч.); Школа выживания (21 ч.); Итоговое занятие (3 ч.).

ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Вводное занятие (3 ч.); Подготовка к конкурсу «Эколог года» (12 ч.); Геология. Ориентирование(24 ч.); Литосфера (21 ч.); Гидросфера (21 ч.); Атмосфера (21 ч.); Проектная деятельность (33 ч.); Исследовательские работы (30 ч.); Навыки туриста (27 ч.); Школа выживания (21 ч.); Итоговое занятие (3 ч.).

СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Вводное занятие (3 ч.); Исследовательские работы (18 ч.); Отчетная деятельность (18 ч.); Минералогия (42 ч.); Петрография (27 ч.); Навыки туриста (36 ч.); Проведение природоохранных акций (21 ч.); Экология (12 ч.); Школа выживания (36 час); Итоговое занятие (3 ч.).

Цели программы

   Целью программы «Экология, геология – науки очень важные» является целенаправленное и систематическое начальное образование в сфере экологии и геологии подрастающего поколения.

Результат программы

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ

К концу обучения дети должны знать:

- назначение науки минералогии, что такое минерал, его свойства, назвать

основные 10 свойств, шкалу твердости;

- назначение науки петрографии, знать отличия минерала от горной породы,

характеристики наиболее часто используемых человеком горных пород, где

их применяют люди в своей хозяйственной деятельности;

- правила поведения в многодневном походе, набор личного, группового

снаряжения, как преодолеть естественные препятствия, что такое

контрольный срок возвращения;

- как подобрать нужную информацию для реферата, написать и защитить его;

- природу возникновения землетрясений, поведение во время землетрясений;

- факторы, загрязняющие окружающую среду, основные законы экологии;

- меры безопасности при организации лагеря в походе, меры безопасности при

переправах через реки, болота, правила поведение в лесу, приемы оказания

первой доврачебной помощи;

- как работать над исследовательской работой, отчетом;

- написать и оформить исследовательскую работу или отчет.

К концу обучения дети должны уметь:

- определять азимут и расстояние по карте; сделать абрисную съемку, пройти

обозначенный и открытый маршрут; пройти маршрут по легенде;

самостоятельно проложить азимутальный ход;

- по физическим свойствам минералов определить их название, назвать

основные 10 свойств минералов, уметь определить 10 минералов из 20

предложенных;

- определить 10 горных пород из 20 предложенных; использовать

информацию, сообщенную о горной породе, чтобы определить ее название;

- использовать полученные туристические навыки в походах, устанавливать

палатку, разбить лагерь, пользоваться страховкой и самостраховкой;

- использовать на практике знания по поведению во время землетрясений,

правильно вести себя и помочь другим во время землетрясения;

- перечислить факторы, загрязняющие окружающую среду;

- оказывать необходимую первую доврачебную помощь, находясь в

маршруте, походе, на отдыхе, знать набор аптечки, определять ядовитые

растения;

- применять правила ТБ в кабинете, в РДДТ, при пожаре, при землетрясении,

в походе.

Особые условия проведения

Существует много программ экологической направленности, которые позволяют ребятам изучать экологию. Данная Программа позволяет не только получать теоретические знания, но и проводить большую практическую работу. Она включает в себя изучение основ двух наук: экологии – очень молодой, интенсивно начавшей развиваться только последние 40-45 лет, набирающей свою силу, можно сказать науки будущего. Кроме этого, в основу данной программы вошли темы еще одной замечательной науки, которая также позволяет изучать нашу Землю, её прошлое и настоящее, её происхождение, её красоту – это геология. Это наука существовала с древних времен, как только человек заинтересовался строением Земли, подземными богатствами, спрятанными в ней, научился использовать полезные ископаемые. Дальнейшее развитие геологии, разработка полезных ископаемых, их использование, переработка не возможны в современном мире без использования знаний по экологии. На Камчатке с ее огромными подземными богатствами необходимы специалисты, знающие, как найти, разведать и добыть полезные ископаемые, принеся при этом наименьший урон природе. И производная от этих двух наук – туризм.

Материально-техническая база

Немаловажную роль в овладении экологическими и геологическими знаниями играют наглядные пособия:

v иллюстрационные материалы по геологии и экологии;

v таблицы, карты, плакаты;

v образцы пород и минералов;

v графики, кроссворды, ребусы, загадки, стихи, книги и т. д;

v интернет ресурсы.

Наглядные пособия применяются только во время выполнения того или иного задания, чтобы не притуплять внимания детей.

Большое количество наглядных пособий готовятся совместно с детьми, коллективно и индивидуально. Это помогает ребятам расширить и укрепить свои знания. Многое из сделанного служит оформлением кабинета, пополнением наглядных пособий, а также поступает в коллекцию Детского музея РДДТ. Проекты, исследовательские работы, рефераты, творческие работы, написанные, учащимися тоже становятся учебными пособиями.

Планируется поддерживать в течение учебного года регулярную связь с родителями и классными руководителями учащихся. Проводить родительские собрания, встречи, совместные походы, чаепития в кружке и классе, приглашать родителей на мероприятия РДДТ. Родители познакомятся с работой РДДТ, «Геолого-экологического» объединения, увидят результаты, составят свое мнение о работе объединения.

Видео

[ "" ]