ОБЪЕДИНЕНИЕ «АЗБУКА ПЕШЕХОДА»

«Самое дорогое у человека – это жизнь», – писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка дорога вдвойне. Потому что он ещё делает первые шаги в сложном мире в век стремительного ускорения и роста автомобильных потоков на улицах и дорогах. С раннего детства он становиться участником дорожного движения и подвергается опасности.

Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире – в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности – как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, воспитатели недовоспитали, ГИБДД недоорганизовала, водитель не проявил достаточного профессионализма. В последние годы движение отрядов ЮИД расширилось, приобрело ярко выраженный профориентационный характер. Это потребовало продолжения обучения юных инспекторов движения. В образовательных учреждениях создаются профильные классы, направленные на выявление и формирование осознанно-образцового участника дорожного движения, ответственного водителя, будущего сотрудника ГИБДД, на базах учреждений дополнительного образования детей различные кружки.

Анализируя состояние детского дорожно-транспортного травматизма, сотрудники ГИБДД выявили, что дети чаще всего гибнут из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, а также незнания самими ребятами элементарных правил ПДД.

Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удаётся познакомить ребёнка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге.

В работе  делается акцент на особенности работы детского объединения в связи с совершенствованием работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Педагоги

Игнатова Евгения Геннадьевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА 1. Введение в образовательную программу. Цели, задачи Программы. Актуальность. Статистика ДТП с участием детей.

ТЕМА 2. Дорога и правила поведения на ней. Участники дорожного движения. Движение пешеходов и машин. Виды пешеходных переходов.

ТЕМА 3. История правил дорожного движения. История создания Правил дорожного движения.

ТЕМА 4. Безопасные места для детских игр. Проезжая часть – не место для игр. 

ТЕМА 5. Изучение правил дорожного движения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.

ТЕМА 6. Движение пешеходов и их обязанности. На данном занятии дети знакомятся с работой сотрудников ГИБДД, регулировщика, со значением его жестов.

ТЕМА 7. Дорожные знаки для пешеходов. На данном занятии даются общие представления о дорожных знаках и их группах.

ТЕМА 8. Экскурсии по улицам города. Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора и регулировщика.

ТЕМА 9. Велосипед (история, устройство, требование безопасности) История создания велосипеда.

ТЕМА 7. Массовые мероприятия. Так как ребята уже знакомы с формами проведения мероприятий на данном этапе больше внимания уделить выступлению агитотряда.

ТЕМА 9. Заключительное занятие. Подведение итога работы и анализ деятельности за прошедший период.

 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА 1. Введение в образовательную программу. Цели, задачи Программы. Актуальность. Статистика ДТП с участием детей.

ТЕМА 2. Дорожная азбука. Познакомить с правилами для всех участников дорожного движения.

ТЕМА 3. Дорога и правила поведения на ней. Показать насколько актуальна профилактическая работа детского дорожно- транспортного травматизма.

ТЕМА 3. История правил дорожного движения. История создания Правил дорожного движения.

ТЕМА 4. Безопасные места для детских игр. Проезжая часть- не место для игр. Опасности подстерегающие детей вблизи проезжей части.

ТЕМА 5. Изучение правил дорожного движения. Правила дорожного движения в России.

ТЕМА 6. Движение пешеходов и их обязанности. На данном занятии дети знакомятся с работой сотрудников ГИБДД,

ТЕМА 7. Дорожные знаки для пешеходов. На данном занятии даются общие представления о дорожных знаках и их группах.

ТЕМА 8. Экскурсии по улицам города. Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора и регулировщика.

ТЕМА 9. Велосипед (история, устройство, требование безопасности). История создания велосипеда.

ТЕМА 10. Основы медицинских знаний. 

ТЕМА 11. Массовые мероприятия. Так как ребята уже знакомы с формами проведения мероприятий на данном этапе больше внимания уделить выступлению агитотряда.

ТЕМА 12. Заключительное занятие. Подведение итога работы и анализ деятельности за прошедший период.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 ТЕМА 1. Развитие детского движения ЮИД в России и на Камчатке. 

ТЕМА 2. Правила дорожного движения. Подготовка приветствий, визитных карточек «Знакомьтесь – наш отряд».

ТЕМА 3. Велосипед (история, устройство, требования безопасности). Дорожные ситуации в картинках, на макете, в словах.

ТЕМА 4. Дорожные знаки для транспорта. Дорожные знаки и их группы.

ТЕМА 5. Экскурсии пешие и автобусные по улицам города. Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора и регулировщика.

ТЕМА 6. Оказание первой медицинской помощи при ДТП. Для проведения занятий по данной теме целесообразнее пригласить специалистов.

ТЕМА 7. Правила поведения на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара. 

ТЕМА 8. Требования безопасности при катании на роликовых коньках, скейтбордах и других подобных средствах передвижения. 

ТЕМА 9. Массовые мероприятия. Творческая мастерская «В помощь отряду ЮИД». Подготовка и оформление материала для включения в сценарии традиционных городских мероприятий: театрализованное представление «Посвящение в пешеходы».

ТЕМА 10. Заключительное занятие. Анализ деятельности за прошедший период. Отметить наиболее активных ребят по итогам года.

 

 

 

 

 

Цели программы

Формировать у детей, как участников дорожного движения, устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

 

Результат программы

По итогам освоения программы, обучающиеся должны знать:

-основные правила дорожного движения;

- о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;

- серии дорожных знаков и их предназначение.

- формы агитации и пропаганды ПДД.

- серии дорожных знаков и их представителей;

- техническое устройство велосипеда;

- виды ответственности за нарушение ПДД;

- обновленные Правила дорожного движения;

Уметь:

- работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

- читать информацию по дорожным знакам;

- читать информацию по дорожным знакам в Автогородке ;

- оценить дорожную ситуацию, принять положительное решение;

- работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

- работать по билетам;

- оценивать дорожную ситуацию, принимать правильное решение;

- управлять велосипедом, производить технический осмотр;

- оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.

Иметь навыки:

- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха;

- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения;

- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

- самостоятельного планирования агитационно-пропагандистской работы.

Особые условия проведения

Данная программа рассчитана для обучающихся от 6 до 10 лет, набор детей для занятий в объединение свободный, по желанию, группы комплектуются разновозрастные. Срок реализации программы – 3 года.

1-й год обучения – 6 – 8 лет.

Каждый обучающийся занимается в объединении 2 раза по 2 часа в неделю, 144 часа в год.

2-ой год обучения – 7 – 9 лет. Каждый обучающийся занимается в объединении 2 раза по 3 часа в неделю или 3 раза по 2 часа, 216 часов в год.

3-ий год обучения – 9, 10 лет. Каждый обучающийся занимается в объединении 2 раза по 3 часа в неделю или 3 раза по 2 часа, 216 часов в год.

Занятия проводятся по звеньям:

1-ый год обучения – 15 – 17 человек.

2-ой год обучения – 12 – 15 человек.

3-ий год обучения – 12– 15 человек.

Материально-техническая база

Технические средства обучения:

- Автосимуляторы и тренажоры;

- ПК, диопроектор.

Программное обеспечение:

- «Не игра», – разработана в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 ― 2012 годах».

Методическое обеспечение:

- «Аукцион знаний» (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.).

- Создание ситуации выбора (обзор дорожно транспортых ситуаций).

- деловая игра я-регулировщик, я ― пешеход, я ― водитель, я ― пассажир, я ― нарушитель.

Дидактический материал:

- комплект плакатов «дорожные ситуации", «Мы изучаем ПДД»,

- фотоматериал «улицы нашего города», «ретро автомобили», «эмблемы автомобилей», «марки отечественных и зарубежных автомобилей»

- шифровки, карточки для игровых конкурсов «пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;

- видеоматериалы: «Ситуации на дорогах», «Зеленый огонек»

- наборы тематических плакатов;

- настольные игры по ПДД.

- таблицы ПДД

- краски, гуашь;

- клей;

- кисти разных размеров;

- ватман;

- картон;

- цветная бумага (бархатная, флуоресцентная).