«Мир танца»

 Направленность программы

Одним из путей модернизации образования, повышения его развивающего, духовно-нравственного и эстетического потенциала является поиск новых средств, методов укрепления союза между образованием и искусством. Художественная реальность, как система художественных образов, созидаемая искусством, представляет мир в его целостности, пронизана и подчинена художественной концепции мира и человека, является ее образным (музыкально-хореографическим) пластическим воплощением.

Дополнительная модульная общеобразовательная программа «Мир танца» детского хореографического ансамбля «Сулустар» имеет художественную направленность, которое ориентировано на развитие творческих способностей детей младшего  школьного возраста.

Данная программа предназначена для гармоничного развития способностей учащихся в основах танцевального искусства. Танец способствует развитию чувства ритма, музыкального слуха у детей, выполнению движений под музыку. Кроме того, танец помогает детям доброжелательно относиться друг к другу, развивает чувство коллективного творчества. Через танец дети выражают душевное состояние, получают положительный эмоциональный заряд, энергию.

Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ, а именно:

-  Закон «Об образовании в РФ»;

-  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ от 29.08.2013 № 1008);

-  Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14 от 04.07.2014 № 41);

-  Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844).

Программа модифицированная с использованием авторской  программф Бурениной А.И. по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика».

Актуальность программы

Дошкольный возраст – важный период в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще применяют различные средства физического воспитания детей, в том числе и ритмику, хореографию. Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки.

В этой связи актуальной становится проблема разработки программы по хореографии для детей дошкольного возраста с использованием современных эффективных форм, средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

Хореография – искусство особо любимое детьми. Оно по своей природе синтетично и таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, социализации ребенка. Оно сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, привносит радость, как исполнителю, так и зрителю, раскрывает и растит духовные силы, но и воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Эффективность занятий по хореографии основывается на разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и танцевальными элементами, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Данная программа актуальна тем, что хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития детей подросткового возраста так как, на новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь.

Педагогическая целесообразность программы определяется многогранностью воздействия хореографического искусства на человека. Неразрывная связь с музыкой и другими видами искусства, эмоциональность и яркая образность выделяют хореографию среди широкого спектра жанров искусства. Танцевальное воспитание предполагает не только приобретение навыков и знаний в области народного танца, умение красиво и свободно двигаться, но и формирование художественного вкуса, эстетическое и физическое развитие. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую танцевальную культуру, а развитию танцевальных и музыкальных способностей помогает восприятие профессионального хореографического искусства. Хорошо организованные и правильно поставленные занятия развивают фантазию и образную память детей, обогащая их представления об искусстве.

 

Педагоги

Глухова Ольга Аркадьевна

Содержание программы

Содержание  тем  1  года  обучения

МОДУЛЬ 1Основы музыкальной грамоты

МОДУЛЬ 2 Стрейчинг

МОДУЛЬ 3 Танцевальные этюды, игры и танцы

МОДУЛЬ 4 Воспитательная работа

Содержание тем 2 года обучения

МОДУЛЬ 1 Основы музыкальной грамоты

МОДУЛЬ 2  Стрейчинг

МОДУЛЬ 3 Постановочная деятельность

МОДУЛЬ 4 Воспитательная работа

Содержание тем 3 года обучения

МОДУЛЬ 1 Основы музыкальной грамоты

МОДУЛЬ 2 Стрейчинг

МОДУЛЬ 3 Постановочная деятельность.

МОДУЛЬ  4 Воспитательная работа

Содержание программы 4 года обучения

МОДУЛЬ 1 Элементы ритмики и акробатики

МОДУЛЬ 2 Элементы Историко-бытового  танца

МОДУЛЬ 3 Элементы классического танца

МОДУЛЬ 4 Постановочная деятельность. Индивидуальные часы.

МОДУЛЬ 5 Воспитательная деятельность.

Содержание программы 5 года обучения

МОДУЛЬ 1 Элементы ритмики и акробатики

МОДУЛЬ 2 Элементы Современного танца

МОДУЛЬ 3 Элементы классического танца

МОДУЛЬ 4 Постановочная деятельность. Индивидуальные часы.

МОДУЛЬ 5 Воспитательная деятельность. Концертная деятельность. 

Содержание программы 6 года обучения

МОДУЛЬ 1 Элементы ритмики и акробатики

МОДУЛЬ 2 Элементы Современного танца

МОДУЛЬ 3 Элементы классического танца

МОДУЛЬ 4 Элементы народного танца

МОДУЛЬ 5 Постановочная деятельность. Индивидуальные часы.

МОДУЛЬ 6 Воспитательная деятельность. Концертная деятельность. 

 

 

 

Цели программы

Определение цели, задач и содержания программы основывается на таких важнейших принципах дидактики, как последовательность и доступность обучения, опора на интерес, учет индивидуальных особенностей ребенка. Соблюдение этих принципов позволяет определить перспективы развития не только каждого воспитанника, но и танцевального коллектива в целом.

Основная цель программы – создание условий для раскрытия хореографических способностей каждого учащегося и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно только при использовании открытых педагогикой принципов обучения.

Конкретизируя по годам обучения перед педагогом ставятся задачи:

Результат программы

В результате освоения программы дети имеют широкое представление о танцевальной культуре в целом. По истечении занятий хореографией учащиеся умеют красиво и свободно двигаться, само выражаться в танце, у них формируется эстетический и художественный вкус, потребность в здоровом образе жизни, активной организации досуга. Кроме предметных компетенций (знания и умения, предусмотренные программой по каждому году обучения), на протяжении всего курса обучения уделяется внимание формированию следующих ключевых образовательных компетенций:

-         ценностно-смысловой (смысловое целеполагание своих действий и поступков);

-         общекультурной (знание отличительных особенностей культуры разных народов, понимание возможностей передачи национальных традиций и культуры средствами хореографии, овладение эффективными способами организации своего досуга);

-         учебно-познавательной (планирование, анализ, самооценка учебно-познавательной деятельности; овладение креативными навыками продуктивной деятельности);

-         информационной (навык работы с информацией);

-         коммуникативной (владение способами адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми);

-         личного самосовершенствования (владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной само-регуляции).

Система отслеживания результатов включает в себя: контрольные занятия, открытые занятия для родителей и педагогов, отчётные концерты, участие в городских мероприятиях, конкурсах различного уровня. За период обучения программа позволяет учащимся применить свои способности, развить склонности, приобрести опыт собственной творческой деятельности.

Контроль осуществляется посредством методов педагогического наблюдения, бесед, тестирования. Результаты (выявленный уровень знаний, умений и навыков учащихся) заносятся в начале, середине и в конце учебного года в специальную карту, позволяющую оценивать динамику развития каждого ребенка. Итоговая аттестация проводится на контрольном занятии с применением разнообразных форм и методов работы, направленных на оценку теоретических знаний и практических умений за курс обучения.

Материально-техническая база

 

Для эффективного и качественного изложения материала программы по хореографии большое значение имеет материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, это помещение для занятий и его оборудование. Учебный кабинет должен быть светлым, чистым, пол – со специальным покрытием . Температура воздуха в танцевальном зале должна быть 16-18о С. В учебном кабинете необходимо иметь: зеркала для того, чтобы учащиеся, отрабатывая движения, могли себя контролировать и исправлять недостатки; станки – две деревянные, гладко отполированные палки в диаметре 5-7 см., закрепленные на стене металлическими кронштейнами. Расстояние от пола до нижней палки 80 - 90 см. (для детей младшего возраста), до верхней – 100 см. (для детей среднего и старшего возраста). Станок служит ученикам опорой во время исполнения экзерсиса и при разучивании танцевальных элементов. 

Немаловажную роль в реализации данной программы имеет музыкальное сопровождение занятий (наличие концертмейстера) и наличие технических средств (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, баян, фортепиано).

Для результативной организации учебного процесса каждый учащийся должен иметь специальную форму заданного цвета  для занятий. У девочек –купальник с открытыми руками, капроновые колготки, разогревающая одежда, балетные  тапочки , танцевальные туфли. У мальчиков – футболка, репетиционные шорты, танцевальные брюки, разогревающая одежда, балетные тапочки, танцевальные сапоги.

Для концертных выступлений коллектива необходимо наличие сценической формы, сценических костюмов и специального инвентаря.

 

Педагогические требования к материально-техническому обеспечению:

·         Подготовка документации (планов занятий).

·         Занятия должны проводиться по расписанию, утвержденному администрацией.

·         Перед началом занятий с детьми проводится инструктаж по технике безопасности.

·         Занятия должны отвечать педагогическим правилам и принципам обучения, должны проводиться методически грамотно, используя разнообразные методы и приемы обучения.

·         На занятиях необходимо вести индивидуальную работу учитывая возрастные, психологические особенности детей, правильно планируя физическую нагрузку.

·         На занятиях должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

·         Наличие удобной формы для занятий и у преподавателя, и у детей.

·         Волосы на голове собраны в пучок.

·         На теле ребенка не должно быть никаких украшений.

·         Во время занятия нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других посторонними разговорами и другими, не относящимися к занятию, делами.

Гигиенические требования:

·         Во время занятий музыкальный зал должен быть чистым.

·         Помещение проветрено.

·         Относительная влажность и скорость воздуха должны составлять: в теплый период года – относительная влажность 60-30% , скорость движения воздуха – 0,2-0,3 м/сек; в холодный и переходный период года – влажность 30-45%, скорость движения не более 0,2 м/сек.

·         Учебное помещение должно иметь естественное освещение в соответствии гигиеническим требованиям к естественному, искусственному, смешенному освещений жилых и общественных зданий.

·         Для занятий хореографией оборудуется балетный зал площадью из расчета 3 - 4 м² на одного ребенка, высотой не менее 4 м.

·         Балетный станок в зале следует устанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.

·         Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.

·         Полы в зале должны быть дощатые некрашеные, или покрытые специальным линолеумом.

·         Необходимо предусмотреть раздевальные для девочек и мальчиков, которые оборудуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, имеющий хореографическое образование.

Реализация данной программы базируется на следующие принципах

- принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному).

- принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к современным условиям деятельности детского объединения).

- принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий).

- принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности воспитанников. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».

Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

 

• целенаправленность учебного процесса.