«Конструируем вместе»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической  направленности «Конструируем вместе» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Данная программа является модифицированной и разработана  на основе авторских программ Т. Н. Просняковой «Художественное творчество» - Лаборатория знаний  - 2020, С.И. Волковой и О.Л. Пчёлкиной «Конструирование» издательство «Просвещение»,  -  2018.

Программа «Конструируем вместе» реализуется в центре дополнительного образования и  дает возможность развития гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов.

Актуальность программы

Конструирование  больше,  чем  другие  виды  деятельности,  подготавливает  почву  для развития  технических  способностей  детей,  что  очень  важно  для  всестороннего  развития личности.  Бумага  –  материал,  с  которым  ребенок  встречается  ежедневно:  в  быту,  на занятиях,  рисуя,  выполняя  аппликацию  или  конструируя  объемную  поделку.  Знакомясь  на занятиях  и  самостоятельно  с   материалами,  техникой  и  способами  конструирования  из бумаги,  картона,  бросового  материала  дети  приобретают  навыки  графического  и пластического  изображения  предметов,  умениями  образно,  творчески  перерабатывать  свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром.       Конструирование развивает не только координацию движений пальцев рук, но и пространственное мышление, фантазию и художественный вкус ребенка. Занятия  конструированием  дают  возможность  осмыслить  детям  такие  понятия,  как плоскость,  рельеф,  объем,  сложная  комбинаторная  форма  –  именно  в  такой последовательности идет работа над внешней формой изделий, в результате чего дети учатся складывать,  вырезать,  склеивать,  конструировать  из  бумаги  открытки,  книжечки,  домики, коробочки,  животных,  человечков  и  многое  другое.  При  конструировании  из  бумаги  дети учатся  различным  приемам  работы  таким,  как  сгибание,  многократное  складывание, надрезание, склеивание. Комплекс мероприятий данной программы позволит развить у детей способность  работать  руками,  приучить  к  точным  движениям  пальцев,  совершенствовать мелкую  моторику  рук,  развить  глазомер.  В  процессе  создания  композиции  у  детей формируется  чувство  цвета,  симметрии,  представление  о  глубине  пространства  листа бумаги.  Они  научатся  правильно  располагать  предметы  на  плоскости  листа,  устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Лепка  -  самый  осязаемый  вид  художественного  творчества.  Ребенок  не  только  видит то, что создал, но и трогает, берѐт в руки и по мере необходимости изменяет.  Техника лепки богата  и  разнообразна,  но  при  этом  доступна  даже  маленьким  детям.  Из  одного  комка пластилина  можно  создавать  бесконечное  множество  образов,  каждый  раз  находить  новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребѐнка:  повышают сенсорную чувствительность,  т.е.  способствуют  тонкому  восприятию  формы,  фактуры,  цвета,  веса, пластики.  Кроме  того,  лепка  развивает  воображение,  пространственное  мышление,  общую ручную  умелость, мелкую моторику,  синхронизирует работу обеих рук,  формирует  умение планировать  работу  по  реализации  замысла,  предвидеть  результат  и  достигать  его,  при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Актуальность  программы  обусловлена  необходимостью  раскрытия  у  школьников творческих  навыков,  воображения,  приобщением  к  окружающему  миру  и  искусству, расширением  кругозора,  созданием  условий,  в  которых  дети  могут  проявить  свои  как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд  заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого, а также дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, картоном, бросовым материалом, пластилином, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. 

Педагоги

Панина Ирина Ивановна

Содержание программы

Вводное занятие (2 ч)
Оригами (13 ч) 

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических форм (13 ч)
Модульное оригами (11 ч)
Техническое конструирование (7 ч)

Мастерим из лоскутков  (10ч)
Конструирование из бросового материала (6 ч)

 
 
 
 
 
 
 

Цели программы

Формирование  конструкторских  умений  и  развитие  творческих способностей  школьников  посредством  овладения  различными  техниками  лепки  и конструирования из различных материалов.

Результат программы

В ходе освоения содержания программы «Конструируем вместе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты

- знание разнообразного материала и умение его применять для изготовления поделок;

- умение работать с различными видами бумаги;

- умение работать с природными материалами;

- умение работать с пластилином;

- планированаие работы над изделием, соотнесение параметров частей изделия;

- умение составлять простейшие композиции.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

 Ученик научится

- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества

-познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

-овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание

- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления готового изделия)

-научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезание, плетение, оригами, аппликация, объемное конструирование).

- научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в бумажных объемных и плоскостных композициях.

 Ученик получит возмжность

Кроме того, учащиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

-расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

-продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;

-научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ (выбор материалов, способов обработки, умение планировать, осуществлять самоконтроль);

-научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;

-научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.

Регулятивные УУД

Ученик научится

‐ понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

‐ понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

‐ проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

‐ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

‐ первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.

Ученик получит возможность научиться

‐ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

‐ в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;

‐ осуществлять констатирующий контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Ученик научится

- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми;

-  формировать собственное мнение и позицию.

Учащиеся получат возможность научиться

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения

других людей;

- учитывать разные мнения и интересы; обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

В результате занятий у учащихся должны быть развиты такие качества личности, как умение  замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Личностные УУД

У учащегося будут сформированы

 -учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, как к одному из видов изобразительного искусства;

 - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

 - ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в творческой деятельности;

 - заложены основы социально-ценностных личностных и нравственных качеств: трудолюбия,  организованности, добросовестного отношения к труду, инициативности, любознательности,  потребности помогать другим, уважения к чужому труду и его результатам, культурному  наследию.

 

 

Материально-техническая база

Для реализации данной программы необходимы следующие методические и учебные пособия:

ТСО  –  компьютер,  проектор,  экран,  презентации,  учебно  –  методическая

литература, наглядный демонстрационный материал, технологические карты.

Материальное обеспечение:

- бумага белая, цветная, бросовый материал, креповая бумага, проволока, пластилин.

- клей, ножницы, линейка

- краски – гуашь

- степлер