Музей

Краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, толерантности.

В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.

 

Педагоги

Марьянкова Ирина Владимировна

Содержание программы

Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы - герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет - ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия:        знакомство с краеведческими объектами; фиксирование

исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы. Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Ученики школы -герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.

Практические занятия: встреча - с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны - выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.

Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.

Практические занятия: подготовка экспедиции.

Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.

Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».

 

Цели программы

- формирование чувства ответственности за сохранение истории, традиций, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;

- координация военно-патриотической деятельности образовательного учреждения;

- расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть, связующей нитью между школой, учреждениями культуры и общественными организациями.

Результат программы

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Александровка.

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

 

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Материально-техническая база

Список  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  О музейном фонде РФ и музеях в РФ. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ).// Вестник образования России. № 11, 2003.

2.                  Положение о музейном фонде Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. N 179. // Вестник образования России. № 11, 2003.

3.                  О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16. //  Вестник образования России. № 11, 2003.

4.                  Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Приложение к письму Минобразования России от 12.03.03 № 28-51-181/16. // Вестник образования России. № 11, 2003.

5.                 Вольхина, М.Г.Научное проектирование экспозиции: Метод. рекомендации/М.Г. Вольхина.- Тюмень: ТОКМ,2000.

6.                 Емельянов, Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие/Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

7.                 Емельянов Б.В. Экскурсоведение/Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

8.                  Изучаем свой край / Сост. В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. – Киров, 1979.

9.                  Историческое краеведение. Учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических факультетов. /Под ред.г.Н.Матюшина.-М.:1975.

10.              Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.

11.              Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

12.              Низамутдинова Ф.Д. Школьный музей: методические рекомендации// Турвест, № 9, 2003.

13.              Научно-методическая работа в музее: Методические рекомендации/Н.Н. Андриянова [и др.]. – Тюмень: ТОКМ, 2001.

14.              Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.

15.             Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики: Учеб.-метод. пособие/Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова. -  М.: Владос, 2000.

16.             Петрова А.Н. Сценическая речь: Учеб.-метод. пособие/А.Н. Петрова. – М.: Искусство,1981.

17.              Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа//Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.

18.             Работа со школьниками в краеведческом музее: Учеб.-метод. пособие.- М.: Владос,2001.

19.              Сарафанникова Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев //Народное образование, 1982. – № 5.

20.              Сабитова Н.И. Советы экскурсоводу. В помощь руководителям кружков, секций по экскурсионно-краеведческой деятельности/Н.И. Сабитова. – Тюмень: МУ ТМСДЦ, 2003.

21.             Требования к методической разработке экскурсии: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1979.

22.              Фоломеев В.А.; Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев: Методические указания/В.А. Фоломеев, А.И. Шкурко. - М.,1995.

23.              Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987