Музей
Краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.
Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, толерантности.
В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.
Педагоги
Марьянкова Ирина Владимировна
Содержание программы
Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы - герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет - ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование
исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы. Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Ученики школы -герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.
Практические занятия: встреча - с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны - выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.
Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.
Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.
Практические занятия: подготовка экспедиции.
Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.
Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».
Цели программы
- формирование чувства ответственности за сохранение истории, традиций, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;
- координация военно-патриотической деятельности образовательного учреждения;
- расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть, связующей нитью между школой, учреждениями культуры и общественными организациями.
Результат программы
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Александровка.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
Материально-техническая база
Список ЛИТЕРАТУРЫ
1. О музейном фонде РФ и музеях в РФ. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ).// Вестник образования России. № 11, 2003.
2. Положение о музейном фонде Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. N 179. // Вестник образования России. № 11, 2003.
3. О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16. // Вестник образования России. № 11, 2003.
4. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Приложение к письму Минобразования России от 12.03.03 № 28-51-181/16. // Вестник образования России. № 11, 2003.
5. Вольхина, М.Г.Научное проектирование экспозиции: Метод. рекомендации/М.Г. Вольхина.- Тюмень: ТОКМ,2000.
6. Емельянов, Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие/Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986.
7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение/Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
8. Изучаем свой край / Сост. В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. – Киров, 1979.
9. Историческое краеведение. Учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических факультетов. /Под ред.г.Н.Матюшина.-М.:1975.
10. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
11. Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
12. Низамутдинова Ф.Д. Школьный музей: методические рекомендации// Турвест, № 9, 2003.
13. Научно-методическая работа в музее: Методические рекомендации/Н.Н. Андриянова [и др.]. – Тюмень: ТОКМ, 2001.
14. Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.
15. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики: Учеб.-метод. пособие/Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова. - М.: Владос, 2000.
16. Петрова А.Н. Сценическая речь: Учеб.-метод. пособие/А.Н. Петрова. – М.: Искусство,1981.
17. Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа//Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.
18. Работа со школьниками в краеведческом музее: Учеб.-метод. пособие.- М.: Владос,2001.
19. Сарафанникова Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев //Народное образование, 1982. – № 5.
20. Сабитова Н.И. Советы экскурсоводу. В помощь руководителям кружков, секций по экскурсионно-краеведческой деятельности/Н.И. Сабитова. – Тюмень: МУ ТМСДЦ, 2003.
21. Требования к методической разработке экскурсии: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1979.
22. Фоломеев В.А.; Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев: Методические указания/В.А. Фоломеев, А.И. Шкурко. - М.,1995.
23. Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987