Программа курса "Истоки родного языка"

Программа курса внеурочной деятельности «Истоки родного языка» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Программа курса внеурочной деятельности «Истоки родного языка» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников

Педагоги

Пятникова Людмила Николаевна

Содержание программы

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч)

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Село, в котором живем. Понятие «село». Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой .

Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.

 

Тема 4: Моя улица. (1 ч)

Урок-экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».

Тема 5: Наша школа (1 ч)

Я – ученик. Традиции школы. Правила поведения и обязанности школьника.

 

Тема 6: Народы Камчатки (3 ч)

Традиции и национальные особенности коренных народов Севера.

 

Тема 7: Природа нашего края. (18 ч)

Полезные ископаемые Камчатки

Реки. Озера, их происхождение- ледниковые. Их роль в водоснабжении региона.

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.

Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Народные промыслы Камчатки, их художественная и культурная ценность. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Подведение итогов. (1ч)

Цели программы

формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края

Результат программы

Ожидаемый результат:

·                     рост познавательной активности у ребят;

·                     увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.

·                     формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

·                     развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

·                     Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

·                     готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

·                     достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

·                     личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

·                     формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;

·                     воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

·                     понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

·                     формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

·                     осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

·                     обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

·                     овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

·                     использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

·                     расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

·                     познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

·                     регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

·                     коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особые условия проведения

Желание обучающихся лучше узнать историю своего района, особенности быта, культуры своего народа.

Заявление от родителей.

 

Материально-техническая база

Кабинет для проведения аудиторных занятий
Спортивный зал
Площадка для организации спортивно-туристических игр на открытом воздухе
Площадка для проведения тренировок по спортивно-туристическому многоборью
Медицинская аптечка