- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и краеведение
- Программа курса "Истоки родного языка"
Программа курса "Истоки родного языка"
Программа курса внеурочной деятельности «Истоки родного языка» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Программа курса внеурочной деятельности «Истоки родного языка» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников
Педагоги
Пятникова Людмила Николаевна
Содержание программы
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Село, в котором живем. Понятие «село». Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой .
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: Моя улица. (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».
Тема 5: Наша школа (1 ч)
Я – ученик. Традиции школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: Народы Камчатки (3 ч)
Традиции и национальные особенности коренных народов Севера.
Тема 7: Природа нашего края. (18 ч)
Полезные ископаемые Камчатки
Реки. Озера, их происхождение- ледниковые. Их роль в водоснабжении региона.
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.
Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.
Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Народные промыслы Камчатки, их художественная и культурная ценность. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.
Подведение итогов. (1ч)
Цели программы
формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края
Результат программы
Ожидаемый результат:
· рост познавательной активности у ребят;
· увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
· формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
· развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
· Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
· готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
· достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
· личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
· формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
· воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
· обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
· овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
· познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
· регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
· коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особые условия проведения
Желание обучающихся лучше узнать историю своего района, особенности быта, культуры своего народа.
Заявление от родителей.
Материально-техническая база
Кабинет для проведения аудиторных занятий
Спортивный зал
Площадка для организации спортивно-туристических игр на открытом воздухе
Площадка для проведения тренировок по спортивно-туристическому многоборью
Медицинская аптечка