«Оказание первой медицинской помощи»

Данная программа  призвана показать учащимся необходимость и его возможности в особых экстремальных случаях нашей жизни. Содержание данной программы направлено на изучение сущности оказания первой  помощи, профессий, связанных с деятельностью в области медицины.

Первая  помощь зависит от уровня помощи, включающей комплекс медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте происшествия или вблизи него в порядке само - и взаимопомощи. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что сохранение здоровья в зависимости от своевременности и качества той помощи, которую оказывают люди, обычно не имеющие отношения к медицине, интересуют многих.

Программа  «Оказание первой помощи» поможет учащимся понять, как в экстремальной ситуации оказать безотлагательную помощь, выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширить представление учащихся о правилах грамотной помощи людям в различных жизненных ситуациях.

Программа  призвана  развивать интерес к медицине, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору медицинского профиля учащихся; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся. Привлечение дополнительной информации позволяет заинтересовать школьников практической медициной; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

В течение всего обучения учащиеся работают с дополнительной литературой, повышающие понимание важности выполняемого дела.

Педагоги

Заяц Ольга Викторовна

Содержание программы

Тема 1. Краткие сведения по анатомии и физиологии человека (4ч.)

Занятие №1. 1.Организм как единое целое. Понятие о клетках и тканях. Костно-мышечная система. Процессы, свойственные живому организму. 

Занятие №2. Органы дыхания. Обеспечение органами дыхания постоянного газообмена с окружающей средой.

Занятие №3. Сердечно-сосудистая система. Строение сердца и сосудистой системы. Функции крови и лимфы. Состав крови. Группы крови. Строение и работа сердца. Строение кровеносных сосудов. Круги кровообращения. Пульс. Регуляция работы сердца и тонуса сосудов.

Занятие №4. Строение органов пищеварения. Полость рта, пищевод, желудок, кишечник. Пищеварительные железы. Обмен веществ в организме.

Тема 2. Первая медицинская помощь (4ч.)

Занятие №1. Понятие о травме. Травма как анатомическое или физиологическое нарушение организма, вызванное воздействием внешнего фактора. Виды травм: механические, химические, биологические, психические.

Занятие №2. Раны. Типы ран: резаные, рубленые, колотые, ушибленные. Признаки ран. Остановка кровотечения и защита ран от вторичного заражения.

Занятие №3. Виды кровотечений. Признаки кровотечений. Методы временной остановки крови. Раневая инфекция.

Практическая работа. Остановка небольших кровотечений с помощью давящих повязок.

Занятие №4. Асептика и антисептика. Правила наложения повязок. 

Практическая работа. Оказание помощи при артериальных и венозных кровотечениях.

Тема 3.Ушибы и переломы (7ч.)

Занятие №1.Ушибы.

Признаки ушибов. Первая помощь при повреждении мягких тканей и кровеносных сосудов. Уменьшение боли. Предупреждение развития шока.

Практическая работа. Оказание первой помощи при ушибах сосудов.

Занятие №2.Синдром сдавления. Причины синдрома сдавления. Признаки. Первая помощь.

Занятие №3. Вывихи. Признаки вывихов. Уменьшение болей и задержка развития отеков.

Занятие №4. Переломы. Переломы костей конечностей. 

Практическая работа. Первая помощь при открытых переломах. Практическая работа. Оказание помощи при переломе верхних и нижних конечностей.

Занятие №5.Черепно-мозговая травма. Сотрясения головного мозга. Первая помощь при переломе костей черепа. 

Занятие №6.Травмы грудной клетки. Закрытые и открытые повреждения грудной клетки. Признаки повреждений. Первая помощь при проникающих ранениях груди. 

Практическая работа. Приемы помощи при травмах грудной клетки, черепа и позвоночника.

Занятие №7.Травмы живота. Закрытые и открытые травмы живота. Признаки. 

Тема 4.Первая помощь при термических и химических травмах (5ч.)

Занятие №1.Ожоги. Виды ожогов: термические, химические, лучевые. Признаки. Первая помощь при ожогах. Обезболивание и транспортировка.

Занятие №2.Отморожения. Признаки отморожения. Условия, способствующие повреждениям, вызванным местным охлаждением тканей.

Практическая работа. Направленность первой помощи на прекращение действия патогенных факторов и обработка ран при ожогах.

Занятие №3.Тепловой удар. Причины, вызывающие тепловой удар. Признаки. Первая помощь при тепловом ударе.

Занятие №4 .Солнечный удар. Поражение центральной нервной системы в результате интенсивного или длительного действия прямых солнечных лучей. 

Практическая работа. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

 

Тема 5. Состояния, непосредственно угрожающие жизни (5ч.)

Занятие №1. Понятие о реанимации. Кратковременное нарушение дыхания и работы сердца. Продолжительность периода клинической смерти. 

Занятие №2. Нарушение легочного дыхания. Закупорка воздухоносных путей. 

Занятие №3. Искусственное дыхание. Методы искусственного дыхания. Техника выполнения искусственного дыхания по методам «рот в рот» и «рот в нос».

Практическая работа. Приемы искусственного дыхания.

Занятие №4. Остановка сердца. Причины остановки сердца. Признаки остановки сердца. Немедленная реанимация.

Занятие №5. Техника наружного массажа сердца. Последовательность действий при выполнении наружного массажа сердца. Восстановление самостоятельного устойчивого пульса и направление больного в лечебное учреждение.

Практическая работа. Техника наружного массажа сердца.

Тема 6. Травматический шок (1ч.)

Занятие №1. Признаки травматического шока и меры оказания первой помощи. Ответная реакция организма на тяжелую механическую травму или ожог. Шок – спутник тяжелых транспортных травм. 

Тема 7. Утопление (1ч.)

Занятие №1. Первая помощь при утоплении. Причины утопления. Порядок оказания первой помощи при утоплении.

Практическая работа. Порядок действий при оказании помощи утопающему.

Тема 8.Обмороки (1ч.)

Занятие №1. Первая помощь при обмороке. Кратковременная внезапная потеря памяти, обусловленная острым малокровием мозга. 

Цели программы

Формирование умения и навыков комплексного осмысления знаний, полученных на уроках биологии.

Использование знаний о санитарно-гигиенических требованиях в труде, быту.

Освоение видов  помощи.

Результат программы

Учащиеся должны уметь:

-практически применять знания в жизни;

-уметь оказывать первую доврачебную помощь;

-иметь представление о применении лекарств в экстренной ситуации;

-уметь использовать средства дезинфекции;

Использовать умение применения средств личной гигиены.

В процессе обучения при оказании первой  помощи учащиеся должны придерживаться следующих принципов:

1.Все действия оказывающего помощь должны быть целесообразными

2.Прежде всего обстановка должна быть оценена и приняты меры к прекращению воздействия повреждающих моментов (извлечение из воды, удаление из горящего помещения, из помещения, где скопились газы и т.д.).

Материально-техническая база

Таблицы, макеты, компьютер, принтер