Объединение «Сундучок умельца»

  • (8)

По содержательной направленности программа является художественной, по форме образовательного процесса – групповой, индивидуально ориентированной, по функциональному предназначению – прикладной.
Содержание программы направлено на:
 формирование и развитие творческих способностей учащихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
 обеспечение духовно-нравственного, трудового воспитания учащихся;
 выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
 формирование общей культуры учащихся.
Программа основывается на теоретических идеях в области мировой художественной культуры и декоративно-прикладного творчества.
Программа способствует:
 развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
 помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
 формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;
 освоению современных видов декоративно-прикладного искусства;
 обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности;
 созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания коллективной работы.
За время обучения учащиеся знакомятся с историей вышивки, с видами тканей и лент, учатся работать с выкройкой, шаблоном, трафаретом; осваивают вышивку шелковыми лентами и различные дизайнерские приёмы создания сувениров, панно и предметов быта, используя в оформлении тесьму, бисер, кружево, пайетки и другие материалы.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы в том, что в процессе ее освоения учащиеся знакомятся с техникой работы с шёлковыми и атласными лентами, получают знания в области технологии конструирования и моделирования швейных изделий в соединении с навыками декорирования лентами, осваивают некоторые секреты творческого мастерства, позволяющие придавать неповторимый облик обыкновенным вещам и предметам.

Актуальность программы обусловлена тем, что освоение различных приемов работы с лентами позволяет учащимся применять свои знания в различных видах декоративно-прикладного творчества, создавать изделия с оригинальным рисунком, которые имеют не только плоскость, но и объем.

Отличительные особенности программы состоят в том, что освоение практических навыков работы с шёлковыми и атласными лентами проходит через оформление в композицию. Во время занятий происходит ориентирование учащихся в выборе профессии дизайнер интерьера, дизайнер одежды, художник-декоратор, культуролог.

Цель программы – формирование творчески мыслящей личности, обогащенной знанием народных традиций и умением реализовать на практике свои художественные идеи посредством изучений технологий работы с шелковыми и атласными лентами и способами отделки изделий декоративно-прикладной направленности.
Обучающие задачи:
• расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах лент и технологии подготовки материалов к работе;
• познакомить с основными инструментами, оборудованием для работы с шелковыми лентами;
• познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами;
• научить вышивке, плетению шелковыми лентами;
• дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой;
• развивать композиционные умения по созданию декоративных изделий;
• развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.
Развивающие задачи:
• развивать художественный кругозор учащихся;
• развивать индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства;
• развивать у учащихся эстетические чувства, зрительное восприятие силуэтов и форм, творческое воображение, фантазию, художественное мышление и оценку увиденного, наблюдательность, элементарные навыки работы с шелковыми и атласными лентами.
Воспитательные задачи:
• воспитывать положительные личные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, инициативность, настойчивость, волевые качества для достижения поставленной цели, чувства взаимопомощи и ответственности в выполнении коллективных работ;
• содействовать социальной адаптации, самоопределению учащегося;
• формировать эстетическое восприятие мира, личностную оценку произведений искусств;
• воспитывать духовно-нравственные качества, мировоззрение, внутреннюю культуру личности, художественный вкус;
• формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

 

Педагоги

Камаева Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования, первой категории

Содержание программы

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с видом рукоделия – вышивка шелковыми лентами. Рассказ о материалах и инструментах, необходимых для работы на занятиях. Вводный инструктаж о правилах поведения на занятиях, по технике безопасности.
Практика. Викторина.

Раздел 2. Вышивки лентами
Теория. История возникновения вышивки. Применение вышивки в народном костюме. Орнаменты и символы в вышивке. Знакомство со швами, используемыми в вышивке. Способы перевода рисунка на ткань.
Практика. Материалы для вышивки лентами. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании. Выполнение швов. Объединение готовых цветов в композицию. Окончательное оформление вышитого изделия.

Раздел 3. Авторская кукла
Теория. История возникновения авторской куклы. Виды швов. Составление эскиза игрушки. Цветовое решение игрушек. Виды тканей.
Практика. Выполнение различных видов швов. Работа с чертежами и выкройками. Раскрой. Декоративное оформление куклы. Сборка готового изделия. Набивка.

Раздел 4. Изготовление панно
Теория. Понятие «панно». Правила составления композиции букетов с применением изученных ранее швов для создания картин.
Практика. Выполнение эскиза композиций «Красота природы в лентах». Вышивка панно «Красота природы в лентах».

Раздел 5. Искусство Канзаши
Теория. Знакомство с историей возникновения Канзаши. Основные правила техники безопасности.
Практика. Обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике Канзаши.

Раздел 6. Насекомые из атласных лент
Теория. Повторение правил техники безопасности. Разнообразие строения насекомых.
Практика. Разработка эскиза сборки насекомых. Самостоятельная сборка изделия без образца.

Раздел 7. Воспитательные мероприятия
Теория. Правила этики и культуры поведения, понятия трудолюбие и уважение к труду. Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества.
Знакомство с городскими достопримечательностями и историческими местами, музеями, памятниками города.

Практика. Участие в игровых, конкурсных, праздничных программах. Посещение и участие в выставках детского декоративно-прикладного творчества, тематических экскурсиях.

Второй год обучения

Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Продолжение знакомства с видом рукоделия – вышивка шелковыми лентами.Краткий рассказ о материалах и инструментах, необходимых для работы на занятиях второго года обучения.
Практика. Викторина.

Раздел 2. Вышивки лентами
Теория. Применение вышивки в современном мире. Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Знакомство с цветами в техники пришивания ленты, техника плетения лентами.
Практика. Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Практическое выполнение цветов в техники пришивания ленты, техника плетения лентами. Объединение готовых цветов в композицию.

Раздел 3. Авторская кукла
Теория .Повторение видов швов применяемых при пошиве мягкой игрушки. Составление эскиза игрушки. Изделия второй сложности из 3-4 выкроек. Цветовое решение игрушек.
Практика. Подбор тканей. Работа с чертежами и выкройками. Раскрой. Декоративное оформление куклы. Сборка готового изделия с использованием различных видов швов. Набивка.

Раздел 4. Изготовление панно
Теория. Правила составления композиции букетов с применением изученных ранее швов для создания картин.
Практика. Выполнение эскиза композиций «Цветы в корзине». Вышивка панно «Цветы в корзине».

Раздел 5. Искусство Канзаши
Теория. Повторение основных правил техники безопасности при работе. Приемы выполнения, способы подборки цветов для наилучшего сочетания в собранном изделии.
Практика. Обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике Канзаши. Самостоятельная разработка эскиза.

Раздел 6. Животные из атласных лент
Теория. Повторение правил техники безопасности при работе. Разновидность форм лепестков. Разнообразие анатомического строения животных.
Практика. Разработка эскиза сборки животных из знакомых форм лепестков. Изготовление лепестков для сборки изделия по образцу (без образца).

Раздел 7. Воспитательные мероприятия
Теория. Продолжение изучения правил этики и культуры поведения, понятия трудолюбие и уважение к труду.
Современные виды декоративно-прикладного искусства; знакомство с видами декоративно-прикладного творчества.
Практика. Участие в игровых, конкурсных, праздничных программах разного уровня. Посещение выставок детского декоративно-прикладного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель – получение новых знаний о народных традициях декоративно-прикладного творчества, освоение технологий работы с шёлковыми и атласными лентами.

Результат программы

К концу 1 года обучения учащиеся должны:
знать:
• правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;
• технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;
• название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;
• правила составления букета;
• основные способы и приемы вышивки швов, цветов;
• требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;
уметь:
• вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;
• придумать изображение и перенести его на декоративное панно;
• изготавливать поделки с использованием шёлковых и атласных лент;
• экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
• помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.

К концу 2 года обучения учащиеся должны:
знать:
• историю развития вышивки и современные направления развития вышивки ленточками в прикладном творчестве;
• правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;
• строение цветов, их разновидности и использование в букетах;
• технологию создания работы в технике плетения лентами;
уметь:
• самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе;
• создавать сложные композиции с натуры и по представлению;
• создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других учащихся;
• создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки;
• создавать панно, сумочки, картины, сувениры;
• организовывать и проводить

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной организации учебной деятельности предполагается необходимая материально-техническая база.
1. Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, достаточное освещение, рабочие столы и стулья для учащихся, учебная доска.
2. Материалы:
• шелковые ленты, тесьма, кружево, пуговицы, пяльцы, швейная фурнитура, лоскуты ткани, синтепон, синтепоновая вата, проволока;
• акриловые краски для ткани, клеи (клеевой пистолет);
• мотки, катушки нитей.
3. Инструменты: карандаши, ручки, фломастеры, нож для бумаги, утюг, линейки, гладильная доска, швейная машинка, ножницы, швейные иглы, кисти и т.д.)
4. Дидактическое обеспечение и наглядность: схемы работ, раздаточный материал, эскизы будущих изделий, иллюстрации, фотографий различных изделий и описания их изготовления, изделия из лент, схемы, рисунки.
5. Информационное обеспечение: коллекция цифровых образовательных ресурсов по декоративно-прикладному искусству; видеоуроки с записью мастер классов по вышивке лентами и искусству «Канзаши»; тематические подборки материалов, книги.
6. Технические средства обучения: ноутбук и Интернет-подключение; принтер, фотоаппарат.