Умелые ручки

Приобщение к культурному достоянию общества происходит постепенно и поэтапно, обеспечивая социальное становление ребенка. Однако ребенку с ОВЗ необходима специальная помощь в его развитии и социальном становлении. Прежде всего, такая помощь предполагает расширение сферы жизнедеятельности, актуальным видом которой для обучающегося с ОВЗ является предметно-практическая деятельность. В процессе деятельности ребенок оперирует окружающими его предметами, познает способы их культурно обусловленного употребления и преобразования. В предметно-практической деятельности дети добывают знания, а не получают их в готовом виде, что вызывает у них интерес к окружающему. Результатом эффективных проб становится способность выделять признаки конкретных предметов, различать предметы по цвету, форме, величине; сравнивать предметы с выделением общего и различий; распознавать предметы по описанию; делать элементарные выводы и обобщения; устанавливать причинно-следственные связи.    Включение в предметно-практическую деятельность является решающим условием в достижении познавательной активности, которая снижена у детей с ОВЗ. Это включение начинается с показа практических действий взрослым, обогащается через совместную практическую деятельность ребенка и взрослого и далее приводит к самостоятельным практическим действиям ребенка в различных видах продуктивной деятельности: конструирования, лепки, аппликации, выполнения поделок и др.

Педагоги

Баглаева Алина Александровна - педагог дополнительного образования

Содержание программы

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы, целями и задачами занятий. Подготовка помещения к работе кружка. Оборудование рабочего места обучающегося. Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка.

1 раздел: Работа с природным материалом.

        Работа с природным материалом знакомит детей с их характеристикой. Природные материалы бывают плоскими (листья, лепестки цветов, трав, соломка, береста и др.) и объёмными (шишки, желуди, орехи, семена овощей и фруктов). Учащиеся используют следующие приемы работы:  прикрепление засушенных листьев, шишек и цветов; соединение пластилина с природными материалами способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин и т.д.,  соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек; прикрепление засушенных листьев, мха, соломы, коры на подложку; составление композиции, рациональное использование материалоотходов, случайных материалов  Учащиеся получают такие  сведения: свойства природных материалов( цвет, форма, величина), сочетание цветов пластилина и природного материала, необходимые инструменты (ножницы, шило, нож, кисть) правила безопасной работы, организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

2 раздел: Работа с текстильным материалом, нитками, пуговицами.

Сообщение детям сведений о нитках и тканях, пуговицах, их свойствах, способах обработки и применении позволяет уточнить и расширить представления учащихся об этих широко распространенных в жизни человека материалов. Кроме того, такие занятия позволяют формировать умения отрывать и отрезать нитки, связывать  их узлом и бантиком, свивать и сплетать, завязывать узелки, наматывать нитки на картон и в клубок. Эти упражнения позволяют развить у учащихся гибкость и ловкость пальцев. Школьники учатся выполнять простые стежки («вперед иголку», «вперед иголку с перевивом», обметочный шов и др.

Цели программы

Формирование коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии  через освоение предметно-практических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков в работе с различными материалами.

Результат программы

Возможные предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:

·       владеть безопасными способами работы с   материалами и инструментами, необходимыми для творчества;

·        соотносить объемное и плоскостное изображение с реальными предметами;

·        ориентироваться на листе бумаги, знать где середина, право- лево, верх- низ фиксировать это в речевых высказываниях;

·        уметь выполнить наклеивания готовых форм, видеть конечный результат (предмет)

·        давать оценку результатам своей работы, сравнивать её с образцом, пользуясь словами (верно-неверно, такой-не такой)

·        использовать различные художественные материалы для работы в разных техниках;

          Возможные личностные результаты освоения направления программы       включают следующие умения: интерес к собственной творческой деятельности и   деятельности сверстников;

·        получение удовольствия от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

·        развитие зрительного и тактильного восприятия;

·        приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цве­та;

·        приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом.

Особые условия проведения

Программа ориентирована на обучающихся КГОБУ "Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"  в возрасте от 11 до 15 лет

Бесплатная форма обучения

Материально-техническая база

Кабинет, оборудованный школьной мебелью, мультимедийным и ауди оборудованием.

Программа обеспечена:

1. наглядно - методическим материалом: таблицы, образцы, технологические карты соответствующие содержанию программы.

2. материалом и инструментами для предметно-практической деятельности