Scratch-программирование

   В последние годы очень популярным стал язык (и среда) программирования Scratch. Во многих странах мира дети и взрослые, учителя и школьники используют Scratch, чтобы учиться программированию, развивать творческие способности, создавать игры и интерактивные анимации, а также общаться между собой, изучать и использовать проекты друг друга.Способности Scratch определяются как проявление его возможностей в отношении развития личностных качеств учеников. Потенциальность этой связи заключается в вероятностном характере объективации возможностей Scratch. К наиболее значимым новообразованиям относятся: ответственность и адаптивность; коммуникативные умения; творчество и любознательность; критическое и системное мышление; умения работать с информацией и медиа средствами; межличностное взаимодействие и сотрудничество; умения ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие; социальная ответственность.

В качестве способов организации можно выделить:

  • использование среды программирования Scratch в качестве системообразующего элемента;
  • выполнение научно-познавательных и творческих проектов междисциплинарного характера;
  • работа над выполнением проектов в группах.

К наиболее существенным особенностям относится:

  • выполнение проектов в среде программирования Scratch (с возможностью впоследствии перейти к другим средам);
  • возможность как индивидуальной, так и групповой работы (в том числе в разновозрастных группах);
  • работу на выбранном уровне сложности;
  • отсутствие жесткого регламента, что предполагает возможную необязательность посещения занятий, выполнения заданий и т.п., т. е. индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика;
  • безотметочная система оценивания;
  • свободный выбор тематики работы;
  • доведение проекта до защиты как одно из наиболее важных правил;
  • возможность свободно обмениваться мнениями, как внутри своей группы, так и с коллегами;
  • равноправие «научных» и «творческих» проектов.

Выделим некоторые типы проектов, выполняемых в среде Scratch:

  • музыкальный проект;
  • анимация;
  • комикс;
  • интерактивная игра;
  • графика;
  • с элементами искусственного интеллекта (ИИ);
  • учебная презентация;
  • учебная модель, демонстрационный эксперимент;
  • обучающая программа.

Таким образом, педагогический потенциал среды программирования Scratch позволяет рассматривать как перспективный инструмент (способ) организации междисциплинарной внеучебной проектной научно-познавательной деятельности школьника, направленной на его личностное и творческое развитие.

Педагоги

Вакун Алина Николаевна

Содержание программы

  1. Введение в компьютерное проектирование.
  2. Основные приемы  программирования и создания проекта.
  3. Знакомство с программой Picasa.
  4. Создание коллажей и видеороликов.
  5. Создание личного проекта.
  6. Тестирование и отладка проекта. Защита проекта.

Цели программы

  • Познакомить школьников с элементами информатики и на примере языка (и среды) программирования Scratch— с элементами прог­раммирования;
  • сформировать общее представле­ние о вычислительной технике, ее назначении;
  • познако­мить с текстовыми  и графическими редакторами;
  • научить вести диалог с электронными играми и ком­пьютером.

Результат программы

Школьник, участвующий в проектной научно-познавательной деятельности с использованием среды Scratch, по окончании учебного года узнает, что такое алгоритмы и как строятся блок-схемы. Будет иметь понятие о исполнителе, системе команд исполнителя. Научится реализовывать алгоритмы: движение, контроль, внешний вид, числа, перо, звук, сенсоры, события. Познает работу графического редактора, логических операторов.

Особые условия проведения

Для успешной работы в среде Scratch желательно, чтобы школьник имел предварительную практику работы за компьютером, включающую знания и умения и по следующим направлениям:

  • назначение основных устройств компьютера для ввода и вывода информации;
  • включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств;
  • операционная система MS Windows:
  • рабочий стол;
  • панель задач (назначение каждой из четырех функциональных частей: кнопка «Пуск», панель быстрого запуска приложений, область задач, системная панель); значки;
  • файлы и папки;
  • имя файла;
  • размер файла;
  • сменные носители;
  • адрес файла;
  • операции над файлами и папками (создание, сохранение, открытие, копирование, переименование);
  • навыки набора текста на компьютер техника работы с мышью;
  • окна и их элементы (меню, панели инструментов, вкладки, кнопки, полосы прокрутки, выпадающие списки и др.);
  • запуск и завершение программы.

Материально-техническая база

  • Персональные компьютеры
  • Среда программирования Scratch
  • Интерактивный проектор Epson
  • Доска вывода информации