Объединение "Флористика" Модуль 1 - 144 ч.

Данная программа может реализовываться двумя модулями. Модуль 1 рассчитан на 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа). Модуль 2 рассчитан на 72 часа в год ( 1 раз в неделю по 2 часа).

По содержательной, тематической направленности программа является художественной.
Программа соответствует общекультурному уровню освоения. Программа создана для воспитания экологической культуры учащихся, чувства ответственности за состояние окружающей среды, грамотной личности, умеющей видеть и понимать красоту природы, любовь к которой облагораживает и украшает нашу жизнь.
Содержание программы направлено на формирование и развитие творческих способностей учащихся, формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, стилях и жанрах современного искусства, знакомит с историей возникновения современных технологий в прикладном творчестве. Формирует интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, а также к нетрадиционным техникам прикладного творчества. Воспитывает любознательную, творческую личность. Знакомит с таким понятие как экология края и, в общем, всей страны. Обучает навыкам изготовления поделок из различных материалов, технологией сбора, засушки и хранения природного материала, что очень важно для последующей работы. Знакомит с техниками и оформительской деятельности, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы Реализация программы позволяет приобщить детей к декоративно-прикладному творчеству, знакомит с историей и традициями своего народа, вовлекает учащихся не только в воспроизводящую, но и творчески-преобразующую деятельность, дающую возможность самовыражения личности ребенка.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. На занятиях основной упор делается на декоративно-прикладную работу с различными материалами (природным, бросовым и т.д.), на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками.
Новизна программы состоит в комплексном изучении различных техник из смежных областей прикладного творчества (флористика, декупаж, декорирование, скрапбукинг, и т.д.). 
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей учащихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств, таких как уверенность, любознательность ответственность, трудолюбие, взаимопомощь. 
Формы и методы проведения занятий способствуют выработке сознательного и бережного отношения детей ко всему живому. Учащиеся в объединении знакомятся с природным разнообразием родного края, собирают природный материал, не причиняя вреда природе. Акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
В процессе работы учащиеся знакомятся с правилами подбора цветовых сочетаний, фактурой и особенностями разнообразных природных материалов, учатся выполнять поделки – сувениры.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, истории возникновения современных направлений прикладных техник, старинных традициях в рукоделии. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде презентации, рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Коллективная форма работы способствует не только разностороннему коммуникативному развитию учащихся, но и формированию нравственных качеств учеников. «Дружно творить» – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать себя единым целым с коллективом.

Педагоги

Гура Ольга Анатольевна,
педагог дополнительного образования

Содержание программы

Первый год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с объединением. Техника безопасности. Знакомство учащихся с развитием декоративно-прикладного искусства, традициями, основными видами и техниками. Стилизация в декоративно- прикладном творчестве. Русские народные промыслы – одна из форм народного творчества. Хохломская роспись. Гжельская керамика. Дымковская игрушка. Русская матрешка. Городецкая роспись.

Раздел 2. Экологическое воспитание. Край, в котором ты живешь. Охрана природы. Знакомство с историей Камчатского края, с природным разнообразием полуострова. Флорой и фауной родного края. Что такое экология. Экологическое состояние окружающей среды. Проблемы загрязнения окружающей среды. Бросовый материал. Изготовление поделок из фетра. Изготовление игольницы из ткани с применением пустой тары. Изготовление настенного органайзера для записей. История возникновения стиля «Стимпанк». Изготовление шкатулки в стиле «Стимпанк». Изготовление панно-фотоколлаж из двух рамок. Изготовление панно «Виноградная кисть» с применением пробкового материала. Декупаж. История возникновения техники декупаж. Изготовление панно в технике декупаж. Декупаж на камне. Декупаж на стекле. Декупаж на ткани. Декупаж с применением кружевной ткани. Изготовление декупажной картины с применением мятой бумаги и техники покрытия патиной.

Раздел 4. Флористика. Введение. История возникновения флористики и фитодизайна. Знакомство с понятиями фитодизайн и флористика. Знакомство и освоение техник классической и креативной флористики, овладение искусством создания букетов и композиций из живых и засушенных цветов, объёмных композиций в различных флористических композициях, коллажей в разнообразных техниках и стилей, с применением современных декоративных материалов. История возникновения техники терра как одного из направлений флористики. Изготовления коллажа. История возникновения техники топиарий. Различные стили техники топиарий. Изготовление топиария с применением искусственных цветов. Изготовление топиария «Интерьерный».

Раздел 5. Скрапбукинг. История происхождения скрапбукинга. Изготовление украшений для скрапбукинга. Изготовление открытки в технике скрапбукинг. Изготовление «Мейджек бокс» в технике скрапбукинг. Изготовление органайзера в технике скрапбукинг. Изготовление альбома для фотографий в технике скрапбукинг.

Раздел 6. Искусство икебаны. Введение. История возникновения искусства икебаны. Изготовление икебаны в низкой вазе. Изготовление икебаны в высокой вазе.

Раздел 7. Сувениры. Сувениры и подарки к различным праздникам.

Второй год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие. Повторение истории развития декоративно-прикладного искусства.Повторение истории развития декоративно-прикладного искусства. Традиции, основные виды и техники. Стилизация в декоративно- прикладном творчестве. Русские народные промыслы – одна из форм народного творчества.

Раздел 2. Экологическое воспитание.Повторение. Край, в котором ты живешь. Охрана природы.Повторение темы «История Камчатского края». Природное разнообразие полуострова, сохранение флоры и фауны родного края. Повторение истории возникновения стиля «Стимпанк». Отличия от других смежных субкультурных стилей. Технология изготовления поделок в технике «Стимпанк». Изготовление панно-фотоколлаж из трех рамок. Повторение истории возникновения техники декупаж. Изготовление панно в технике декупаж.

Раздел 4. Флористика. Повторение истории возникновения флористики и фитодизайна.

Раздел 7. Сувениры. Сувениры и подарки к различным праздникам
История возникновения сувениров. Бизнес сувениры, праздничные сувениры, сувениры с символикой. Этикет дарение подарков к различным праздникам.

Третий год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Повторение истории развития декоративно-прикладного искусства.

Раздел 2. Экологическое воспитание. Повторение. Край, в котором ты живешь. Охрана природы. Повторение темы возникновения стиля «Стимпанк». Отличия от других смежных субкультурных стилей. Технология изготовления поделок в технике «Стимпанк». Повторение истории возникновения техники декупаж. Изготовление панно в технике декупаж.

Раздел 4. Флористика. Повторение истории возникновения флористики и фитодизайна.

Раздел 5. Скрапбукинг. Повторение истории происхождения скрапбукинга. Изготовление украшений для скрапбукинга

Раздел 6. Искусство икебаны.Повторение истории возникновения искусства икебаны. Структура и символика икебаны.

Раздел 7. Сувениры. Сувениры и подарки к различным праздникам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы – развитие творческой личности через эстетическое и экологическое воспитание учащихся посредством декоративно – прикладного искусства.

Результат программы

К концу первого года обучения учащиеся должны свободно общаться в группе, оказывать помощь друг другу;
должны знать:
• название материалов, их свойства, ценность, практическое применение;
• технику безопасности при работе с инструментами и материалами;
• название инструментов и приспособлений, необходимых для работы;
• этапы выполнения творческого проекта.
должны уметь:
• безопасно пользоваться инструментами;
• изготавливать и художественно оформлять изделия;
• самостоятельно готовить и приводить уборку индивидуального рабочего места;
• изготавливать изделия в соответствии с технологической картой;
• владеть следующими навыками работы: с бумагой, тканью, фетром, проволокой, природными и бросовыми материалами;
• работать правильно с ножницами, линейкой, карандашами, кистью, иглами для шитья,
• работать правильно с клеем, красками, с шаблоном, технологической картой.

К концу второго года обучения учащиеся должны свободно общаться в группе, оказывать помощь друг другу и младшим ученикам объединения;
должны знать:
• название материалов, их свойства, ценность, практическое применение;
• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
• приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока);
• приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
• название инструментов и приспособлений, необходимых для работы;
• этапы выполнения творческого проекта.
должны уметь:
• правильно организовывать свое рабочее место;
• пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
• определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, анализировать под руководством педагога различные изделия (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);
• узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объемные (конус, цилиндр, пирамида, шар);
• экономно размечать материалы с помощью трафаретов, шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
• прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;
• сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;
• применять приобретенные навыки на практике.

К концу третьего года обучения учащиеся
должны знать:
• материал второго года обучения;
• технику построения композиций в различных стилях (вегетативном, декоративном, линейном, смешанном);
• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
• понятие «симметрии», «асимметрии»;
• понятие «силуэт» в декоративной композиции;
• значение колористики в изучаемых техниках;
• принципы сочетания цветов и цветового спектра;
• название материалов, их свойства, ценность, практическое применение;
• название инструментов и приспособлений, необходимых для работы.
должны уметь:
• правильно организовывать и убрать свое рабочее место;
• правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами при работе в техниках изучаемых программой ;
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
• применять экологические знания, соблюдая правила поведения в природе;
• подбирать материал и аксессуары по рисунку, свойству, цвету;
• изготавливать шаблоны из бумаги или картона для выполнения поделок в различных техниках прикладного творчества;
• выполнять флористические картины в технике «Монотипия»;
• изготавливать композиции в различных стилях
• экономно размечать материалы с помощью трафаретов, шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
• прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;
• сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;
• применять приобретенные навыки на практике.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы
Помещение – учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
Оборудование:
• столы и стулья для педагога и учащихся;
• шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, образцов изделий;
• информационные стенды.
Материалы:
• природный материал, бросовый материал, различные виды краски;
• нитки и верёвки, ткань, тесьма, кружева, ленты;
• бусы, бисер, декоративные пуговицы;
• гипс, мешковина;
• шерстеные нитки, спички, газеты, журналы;
• картон форматов А 2, А3;
• медная и стальная проволока диаметром от 0,5 мм до 1,2 мм
Инструменты и приспособления:
• кисти № 2, № 3;
• булавки с головками, спицы, иголки;
• рамки, проволочные каркасы, сосуды, картонные коробки;
• ножницы, канцелярский нож, термопистолет, иглы, линейка, стеки для пластилина;
• клей «Момент», клей ПВА, клей «Dragon».
Дидактическое обеспечение и наглядность:
• схемы работ,
• раздаточный материал,
• эскизы будущих изделий,
• иллюстрации,
• методическая литература,
• тематические подборки материалов,
• фотографий различных изделий и описания их изготовления.