Объединение "Звездный дождь" Модуль 1 -144 ч.

Данная программа может реализовываться двумя модулями. Модуль 1 рассчитан на 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа). Модуль 2 рассчитан на 72 часа в год ( 1 раз в неделю по 2 часа).

По содержательной, тематической направленности программа является художественной, по форме образовательного процесса – групповой и индивидуально ориентированной, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированной, по времени реализации – долгосрочной, по уровню освоения – профессионально-ориентированной.

Задачи.

Обучающие.

· Сообщение и закрепление знаний о культурном наследии прошлого, о традиционных русских промыслах.

· Овладение технологическими приёмами бисероплетения.

· Овладение технологическими приёмами декорирования в изготовлении панно, украшений, сувениров из природных и искусственных материалов.

· Обучение эффективному использованию экологических знаний в творчестве, умению вносить в изделия свои творческие решения.

Развивающие.

· Развитие мотивации к познанию и творчеству, индивидуальных творческих способностей, познавательной активности.

· Развитие воображения, образного мышления, наблюдательности, мелкой моторики рук, глазомера, умения ставить задачу и анализировать.

· Формирование эстетического отношения к действительности, художественного вкуса для гармоничного восприятия и понимания искусства, художественной одаренности.

· Формирование интеллектуально-развитой личности с духовно богатым миром.

Воспитательные.

· Содействие в профориентации.

· Содействие в социальной адаптации, самоопределении.

· Создание коллектива творческих единомышленников.

· Воспитание интереса к истории русского искусства, культурному наследию разных народов.

· Воспитание нравственного и эстетического отношения к прекрасному в жизни, природе.

· Воспитание любви и уважения к бисероплетению, различным видам декоративно-прикладного искусства, ручному труду.

· Воспитание желания творить, самостоятельности, положительных личных качеств: трудолюбия, аккуратности, усидчивости, волевых качеств для достижения поставленной цели, чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении коллективных работ.

Педагоги

Загарева София Дмитриевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

 

Основной вид декоративно-прикладного искусства, которому обучаются на занятиях в объединении «Звёздный дождь» – это бисероплетение. Учащиеся овладевают навыками, позволяющими от простейшего цветочка на проволоку прийти к изготовлению авторских украшений и сувениров по собственному эскизу.

Программа выстроена по принципу «от простого к сложному», чтобы учащиеся постепенно овладели всеми техниками работы с бисером:

· параллельное (игольчатое) низание,

· ажурное плетение,

· круговое (французское) плетение,

· плетение крестиком,

· мозаичное низание,

· кирпичный стежок,

· ткачество (ручное ткачество, «ндебеле», ткачество на станке),

· плетение жгутов в столбик разными техниками (жгуты мозаичные, ажурные, спиральные, переменного сечения и т.д.),

· вышивка бисером.

Актуальность программы обусловлена тем, что, позволяет реализовывать творческие потребности учащихся, развивать художественный вкус, творческую личность благодаря тому, что обучение строится на основе органичного сочетания получаемых художественных, исторических знаний и практических навыков.

Новизна программы состоит в том, что впервые наряду с изучением простейших технологий бисероплетения, учащиеся осваивают все исторически известные в декоративно-прикладном искусстве техники работы с бисером, а также изучают и применяют современные приёмы, техники и стили бисероплетения. В программу включена серия схем и приёмов параллельного низания, разработанная автором программы. В программу введён раздел «Растениеводство» для эффективного использования экологических знаний и создания реалистичных образов в творчестве. Подобную методику обучения своих ювелиров осуществлял Карл Фаберже – при ювелирной мастерской была специально создана теплица для выращивания цветов. Всё содержание обучения пронизывает мысль, что истоки творчества народ веками черпал и по сей день находит в природе: её красоте, особенностях форм и красок.

Для достижения задачи эстетического образования учащихся в программу введён раздел «Национально-культурное наследие», что помогает формированию интеллектуально-развитой личности с духовно богатым миром, поддерживает интерес к рукоделию, развивает навыки ручного труда и воспитывает художественный вкус. В рамках данного раздела программы учащиеся на интегрированных занятиях знакомятся с историческим культурным наследием страны и осваивают различные техники декоративно-прикладного искусства и приёмы декорирования. На занятиях – мастерских по изготовлению сувениров, учащиеся осваивают различные техники декоративно-прикладного искусства: витражная роспись, шитьё, коллаж, аппликация, вязание, лепка из солёного теста и пластика, работа с кожей, фоамираном и другими материалами. Овладевая навыками композиции, осваивая дизайн и приёмы декорирования природными и искусственными материалами, учащиеся создают декоративные панно, коллажи, украшения, аксессуары, сувениры, настольные композиции, интегрирующие в себе разные техники декоративно-прикладного искусства.

Системный подход к изучению народной культуры как целостного мира позволяет учащимся познакомиться с национально-культурным наследием страны, узнать историю и традиции праздников, шире познакомиться с обрядами, устным народным творчеством: пословицами, поговорками, загадками, играми, песнями. Поэтому содержание тем учебного курса охватывает знания: об истории русских промыслов и народов Севера и Дальнего Востока, о различных видах декоративно-прикладного искусства, об основах цветоведения, о видах композиционных средств выражения и традициях праздников, об особенностях различных техник бисерного плетения, орнаментальной основе народного искусства и многом другом.

Программа расширяет и углубляет знания в разных сферах науки и разделы общеобразовательных предметов: МХК, биологии, зоологии, истории, рисования, минералогии, технологического обучения, литературы.

Педагогическая целесообразность программы «Бисерная радуга творчества» заключается в том, что организованный учебный процесс, гармоничное сочетание теоретических знаний и уверенное овладение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями, раскрывают творческий потенциал учащегося, вырабатывают его индивидуальный авторский стиль, и поднимают мастерство за время обучения на высокий художественный уровень.

Выпускники объединения подготовлены для дальнейшей самостоятельной работы и могут использовать полученные знания и навыки в работе индивидуальными предпринимателями по изготовлению украшений и аксессуаров из бисера и натуральных камней.

 

 

Цели программы

Цель программы: раскрытие творческого потенциала учащегося средством эстетического образования и освоения технологий бисероплетения.

Результат программы

Авторская дополнительная общеразвивающая программа «Бисерная радуга творчества» рассчитана на 10 лет обучения для детей с 6 до 18 лет.

Образовательный процесс выстраивается по ступеням:

· подготовительная;

· начальная;

· основная;

· профориентационная.

Первая ступень образовательного процесса является подготовительным этапом, длительность которого составляет 1 учебный год, предполагаемый возраст учащихся 6 – 8 лет. На первом этапе проходит адаптация детей к новым условиям, к учреждению и группе, знакомство и развитие интереса к ручному труду. На первом году обучения Особое внимание уделено параллельному низанию на проволоку, как азам в бисероплетении, которые дают первые навыки работы с бисером.

Вторая ступень образовательного процесса включает в себя этап освоения основных приёмов бисероплетения и составляет 2 учебных года, предполагаемый возраст учащихся 9 – 11 лет. Учащиеся закрепляют знания начального курса, знакомятся и осваивают основные техники бисероплетения на нить. Выявляется творческий потенциал учащихся, дети обучаются навыкам самостоятельной деятельности.

Третья ступень образовательного процесса составляет 3 учебных года, предполагаемый возраст учащихся 11 – 15 лет. Учащиеся совершенствуют своё мастерство в бисероплетении, знакомятся и осваивают техники плетения, изучают современные стили плетения. Развивая творческие способности и навыки самостоятельной деятельности, учащиеся изготавливают творческие работы. Выявляются учащиеся с выдающимися способностями и талантом, поддерживаются творческие идеи, начинания, поиск и находки новых идей.

Четвёртая ступень образовательного процесса является этапом самореализации творческого потенциала учащегося, длительность обучения – от 2 до 4 учебных лет, предполагаемый возраст – 16 – 18 лет. Раскрывается учащихся средствами творческих проектов,

Учащиеся средствами творческих проектов и профессионально ориентированной подготовки, создают авторские изделия, раскрывая творческий потенциал, развивая индивидуальный авторский стиль и художественное мастерство.

 

 

 

Материально-техническая база

Материально- техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете декоративно-прикладного творчества МБУДО «Центр внешкольной работы». Для эффективной деятельности по программе предполагается необходимая материально-техническая база:
1. Учебный кабинет, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, рабочие столы для учащихся с необходимым количеством посадочных мест, достаточное освещение, учебная доска, жалюзи на окнах, шкафы для пособий технические средства обучения, дидактический материал
2.Материалы: бисер, бусины, стеклярус различных цветов, нити капроновые, х/б, мулине, армированные, проволока, леска, клей ПВА, краски акварельные и акриловые, ткань (двунитка), картон, тесьма, цветная бумага, рамки, фурнитура для выполнения украшений, лоскуты, лента, кружево, природные материалы: кожа, мех, шишки, перья, сухоцветы, ракушки, др.
3.Инструменты: ножницы, иглы швейные и бисерные, игольницы,
пробойники, скорняжный нож, плоскогубцы, круглогубцы, фломастеры, карандаши, кисти художественные и клеевые, розетки для бисера, шило, утюг, гладильная доска, др.