Объединение "Девятый вал" Модуль 1 - 144.

Данная программа может реализовываться двумя модулями. Модуль 1 рассчитан на 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа). Модуль 2 рассчитан на 72 часа в год ( 1 раз в неделю по 2 часа).

Программа формирует интерес к техническому творчеству и представляет курс обучения изготовлению моделей судов всех классов, различного уровня сложности от проектирования до сборки всех деталей и испытаний на воде.

Судомоделизм – проектирование и постройка моделей и макетов кораблей, судов и подводных лодок – является первой школой воспитания будущих моряков, речников и судостроителей.
Судомоделизм – интересный и увлекательный вид технического творчества. Им занимаются дети и люди зрелого возраста, рабочие и инженеры, конструкторы боевых и торговых кораблей и ушедшие на отдых капитаны океанских лайнеров.
Моделизм многогранен. Это и миниатюра парусного корабля, собранная в бутылке, и модель могучего трансатлантического лайнера, модель для украшения интерьера и самоходная спортивная модель.
Общеразвивающая программа «Судомодельная лаборатория» актуальна в современных условиях, так как позволяет за три года обучения вырастить классных судомоделистов, готовых впоследствии самостоятельно не только строить модели кораблей, но и выполнять другие работы многими инструментами.
Занимаясь в спортивно-технической лаборатории судомоделизма техническим творчеством, учащиеся приобретают теоретические знания и практические умения и навыки работы различными инструментами, использования материалов, клея, красок, лаков и т.д., которые найдутся в любой домашней мастерской и которыми должен в той или иной степени владеть настоящий мужчина.
Новизна программы состоит в том, что в отличие от других аналогичных программ, позволяет учащимся лучше усвоить некоторые темы таких общеобразовательных предметов, как физика, математика, история, черчение.
Говорить о пользе судомоделизма можно много. Судомоделизм помогает инженеру оценить правильность новой технической идеи, попробовать мальчишке свои силы в конструировании. Строя модели, молодежь приобретает различные знания, умения и навыки. Проектирование и постройка моделей знакомят с военно-морским делом, судостроением, основами математики и физики, черчения и геометрии. Моделист должен отлично владеть столярными и слесарными инструментами. Судомоделизм способствует развитию конструкторской мысли, воспитывает стремление углубленно, творчески решать технические задачи. Конструирование и постройка моделей является одним из действенных средств политехнического образования.
Есть в судомоделизме и еще один важный аспект – активное познание истории развития кораблестроения, морской техники. Любой конструктор «малого флота» отлично знает не только биографию прототипов своих мини-кораблей, но и их создателей, условия, в которых они выполняли возложенные на них задачи, цели их постройки. Ведь прежде чем браться за лобзик и напильник, судомоделист, как правило, изучает историю своих кораблей, героические судьбы их экипажей, то есть пытается каждый раз по своему осмыслить проблему «корабли и люди».
Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивают конструкторские способности, техническое мышление и способствуют познанию окружающей действительности. Значение технического творчества трудно переоценить.
Моделирование и конструирование кораблей имеют большие возможности для развития и воспитания учащихся. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Школьники вначале выполняют модели по чертежам, схемам, приобретают определенную сумму знаний, что является основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность должна способствовать развитию творческих способностей детей. Каждая последующая ступень обучения опирается на ранее полученные знания и активизирует познавательные интересы учащихся с целью их дальнейшего совершенствования.
Данная образовательная программа позволяет учащимся успешно адаптироваться в школе, а также и в окружающем мире, применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях судомоделизмом, вне технической лаборатории, приобрести увлечение на всю жизнь и определиться с выбором профессии (кораблестроение, рыбная отрасль, судоремонт, Военно-Морской Флот и сфера дополнительного образования).

Педагоги

Овчинников Роман Викторович,
педагог дополнительного образования

Содержание программы

Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с учащимися, объяснение правила поведения в учреждении, в судомодельной лаборатории. Подробное знакомство с правилами техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, при работе на станках.

Тема 2.Основы морского дела и история развития мореплавания. Что такое судомоделизм.

Простейшая контурная модель корабля с резиномотором. Последовательность и особенности конструирования модели корабля с резиномотором. Модель подводной лодки с резиномотором. Знакомство с конструкциями подводных лодок. Модель боевого катера с электродвигателем. Виды катеров. Модель разъездного (прогулочного) катера с наборным остроскулым корпусом. Особенности катеров.

Второй год обучения.

Тема 1. История развития судостроения.

Тема 2. Основные классы судов гражданского флота.

Тема 3. Рыболовство.

Тема 4. Электродвигатель. Устройство и принцип работы электродвигателя, типы модельных электродвигателей.
Изучение принципа действия электродвигателя. Проведение опытов с магнитом, раскрывающих принцип действия электродвигателя: на доске магнит, линии напряженности магнитного поля, рамка с током Тема 5. Электропитание моделей. Знакомство с понятием зарядное устройство, с гальваническими элементами и аккумуляторами: типы, устройство, принцип работы. Зарядка аккумуляторов. Типы зарядных устройств.
в поле и силы, действующие на рамку; изучение данных явлений.

Тема 6. Аэрограф. Знакомство с понятием аэрограф, его устройством и правилами эксплуатации. Аэрограф – краскораспылитель – предназначен для выполнения художественно-графических работ методом распыления красочных составов сжатым воздухом. В качестве источника сжатого воздуха может быть использован компрессор. Аэрограф имеет в комплекте несколько сменных распыляющих сопел с разным внутренним диаметром для изменения факела распыла.

Тема 7. Окраска кистью. Отделкой и окраской модели заканчивается длительный процесс её изготовления, поэтому эти операции являются особенно ответственными. Знакомство с правилами ТБ при покраске моделей.

Тема 9. Постройка моделей промысловых судов. Изучение правил техники безопасности при работе на токарном, сверлильном, точильном станках. Изучение различных способов постройки моделей корабля или судна из доступных материалов.

Тема 10. Регулировка модели на воде.Перед балластировкой моделей, учащиеся закрепляют знания о понятиях: «крен», «дифферент» и «остойчивость». На модели устанавливается таймер отключения питания электродвигателя. Практическая работа по регулировке моделей на воде. Обучение запускать модель и управлять ею.

Третий год обучения

Тема 1. История развития судостроения. Закрепление знаний о развитии судостроения в России, роли Петра I, как основателя российского флота. Знакомство с основными классами кораблей ВМФ и судов гражданского флота. Суда новых типов и нетрадиционных конструкций. Парусные суда.

Тема 2. Электродвигатель. Повторение и закрепление знаний о движении проводника с током под действием электромагнитного поля. Знакомство с типами модельных электродвигателей.

Тема 3. Электропитание моделей.
Закрепление и расширение знаний о зарядных устройствах. Закрепление знаний о типах зарядных устройств, об устройстве и принципе работы.

Тема 4. Судомодельная радиоаппаратура. Расширение знаний о радиоаппаратуре, которая позволяет на расстоянии управлять моделями кораблей.

Тема 5. Основные классы кораблей ВМФ. Знакомство с основными классами кораблей ВМФ: катерами, сторожевыми кораблями, эсминцами, фрегатами, крейсерами, авианосцами, подводными лодками. Их многообразие и отличительные особенности.

Тема 6. Постройка моделей военных кораблей. Данная тема предусматривает различные способы постройки моделей с применением самых различных материалов. Знакомство с различными способами постройки моделей, подбор доступных материалов для постройки выбранной модели корабля.

Тема 7. Аэрограф.Закрепление знаний об аэрографе, его устройстве и правилах эксплуатации. Закрепление навыков пользования аэрографом, умений менять распыляющие сопла, разбирать и собирать, настраивать аэрограф.

Тема 8. Окраска кистью.

Тема 9. Регулировка модели на воде. Повторение понятий «крен», «дифферент» и «остойчивость».

Тема 11. Изготовление настольных моделей и миниатюры.
Знакомство с миниатюрной настольной моделью корабля как украшением интерьера. Изучение современных моделей судов, выбор модели корабля. Выбор изделия. Формирование навыков исследовательской деятельности. Создание положительной мотивации для самообразования. Организация проектной деятельности по самостоятельному созданию миниатюрной копии судна.

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы: развитие творчески активной личности, раскрытие способностей учащегося средствами освоения техник судомоделизма и формирование интереса к техническому творчеству.

Результат программы

В конце первого года обучения учащиеся должны знать:
• виды гражданских и военных кораблей;
• государственные флаги ВМФ и Гражданского флота;
• значение флота для России;
• принцип работы электродвигателя и простейшей электрической цепи;
• правила изготовления и эксплуатации резиномотора;
• значение понятий – действие волн и ветра на модель, крен, дифферент, остойчивость модели и т.п.
• действие руля на движение модели;
• гребной винт и его особенности;
• государственные флаги ВМФ и Гражданского флота.
уметь:
• различать военные и гражданские корабли, гребные и парусные суда;
• произвести расчет длины резиномотора, исходя из длины модели;
• работать паяльником;
• работать простейшими инструментами (молоток, рубанок ,напильники, надфили, стамески, ножовка, лобзик и т.д.);
• применять клеи, лаки и краски;
• правильно располагать кисть при окрашивании модели;
• обрабатывать древесину, бумагу, жесть, пластмассу;
• спаять электрическую цепь;
• пользоваться линейкой, карандашом, и др. канцелярскими принадлежностями;
• изготавливать и эксплуатировать резиномотор;
• вязать узлы, оклетнёвывать петли резиномотора.

В конце второго года обучения учащиеся должны:
знать:
• историю развития судостроения и рыболовства;
• правила техники безопасности при работе с колющими, режущими, слесарными инструментами, клеящими и красящими веществами, при работе с электроприборами;
• типы зарядных устройств;
• устройство и принцип работы электродвигателя,
• типы модельных электродвигателей;
• гальванические элементы и аккумуляторы, их отличие и принцип работы;
• применение электродвигателей в народном хозяйстве
освоить:
• технологию выклейки из стеклоткани (бумаги) корпусов моделей;
• технологию изготовления болванок корпусов по теоретическому чертежу;
уметь:
• различать суда гражданского флота;
• самостоятельно изготовить рулевое устройство для модели;
• работать с эпоксидными смолами;
• самостоятельно расчертить развертки надстроек в нужном масштабе;
• работать аэрографом, собрать и разобрать его;
• разводить краску и подбирать оптимальную густоту краски;
• работать измерительным инструментом (штангенциркулем);
• заряжать аккумуляторы;
• правильно подобрать электродвигатель для той или иной модели;
• правильно подключить электродвигатель к источнику питания;
• соединить источники тока последовательно или параллельно;
• определить полярность и напряжение источника тока с помощью вольтметра.

По итогам обучения учащиеся должны: 
знать:
• историю развития мирового судостроения, историю флота России;
• устройство и принцип работы электродвигателя;
• правила техники безопасности при работе на станках, с инструментами, клеящими, красящими веществами;
• типы модельных электродвигателей;
• типы зарядных устройств;
• типы гальванических элементов и аккумуляторов, их устройство и принцип работы;
• принцип работы, устройство электродвигателя и типы модельных электродвигателей;
• устройство аэрографа и правила его эксплуатации;
уметь:
• самостоятельно строить модель с максимальной степенью деталировки;
• самостоятельно подбирать материалы для изготовления моделей;
• применять компьютер при проектировании моделей судов;
• работать измерительным инструментом (штангенциркулем, микрометром);
• самостоятельно расчертить развертки надстроек в нужном масштабе, а также изготовить чертежи модели;
• производить выклейку из стеклоткани (бумаги) сложнейших корпусов моделей, а также выклейку в матрице;
• паять (склеивать) из листового материала (жесть, пластмасса);
• работать на станках: токарном, сверлильном, точиле;
• обрабатывать различные материалы, грамотно пользуясь в работе любыми инструментами с соблюдением правил техники безопасности;
• самостоятельно изготовить редуктор, ходовую часть и рулевое устройство для модели;
• правильно подобрать электродвигатель для той или иной модели и подключить его к источнику питания;
• работать с эпоксидными смолами;
• разбираться в модельной радиоаппаратуре;
• уметь размещать радиоаппаратуру в модели и грамотно эксплуатировать;
• производить зарядку аккумуляторов;
• соединять источники тока последовательно или параллельно
• пользоваться зарядным устройством, соблюдая правила техники безопасности;
• пользоваться аэрографом.

 

 

 

 

Материально-техническая база

Материально-техническая база:
1.Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, рабочие столы для учащихся с необходимым количеством посадочных мест, достаточное освещение, станки, технические средства обучения.
2.Оборудование, материалы и инструменты, необходимые для учебного процесса:
токарный станок 1
сушильный шкаф 1
муфельная печь 1
электроплита 1
компрессор (для окраски судомоделей) -
пистолет-распылитель -
аэрограф -
сверлильный станок 1
дисковая пила 1
точильный станок 1
верстак столярный с тисками 8
Инструменты:
рубанки большие 5
рубанки малые 8
ножовка по дереву 2
лучковая пила 1
фуганки -
топор 1
молотки разные 6
киянки 3
лобзики с пилками 8
стамески плоские от 6 до 20мм 8
долота 3
стамески полукруглые от 6 до 20мм 3
ножи (скальпели и специальные) 8
плоскогубцы 4
круглогубцы 2
кусачки 2
клещи 1
отвертки (разные) 10
дрель ручная 2
электродрель -
паяльники электрические (разные) 5
напильники разные 20
надфили разные 10
ножницы для бумаги 8
ножницы по металлу 2
сверла по металлу диаметром 1до12мм 20
ножовки по металлу 2
линейки металлические (150 и 500мм) 6
линейки металлические(1м) -
линейки ученические (250мм) 8
набор лекал (комплект)
угольники металлические (слесарные) -
угольники столярные 8
угольники ученические 8
штангенциркуль 1
штангенрейсмус -
микрометр -
тиски настольные 8
тиски ручные 5
резьбомер –
метчики и плашки (комплект: М2,5; МЗ; М3,5; М4; М5) 1
зубило 1
наковальня 1
кернер 1
пробойник 1
точильные камни (разные) 3
канцелярские ножи 8
кисти разные 16
карандаши простые 20