Объединение "Славянский узор" Модуль 1 - 144ч.

Данная программа может реализовываться двумя модулями. Модуль 1 рассчитан на 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа). Модуль 2 рассчитан на 72 часа в год ( 1 раз в неделю по 2 часа).

По содержательной, тематической направленности программа является художественной, по форме образовательного процесса – групповой и индивидуально-ориентированной, по функциональному предназначению – прикладной, по времени реализации – трёхлетней.
Программа соответствует общекультурному уровню освоения.
Содержание программы направлено на формирование и развитие творческих способностей учащихся, их профессиональную ориентацию.
Дополнительная общеразвивающая программа «Славянский узор» знакомит и обучает учащихся практическим навыкам древнейшего вида декоративно-прикладного искусства вязанию крючком и спицами. Программа выстроена по принципу «от простого – к сложному». Освоив два-три основных приема вязания, учащиеся уже на начальном этапе создают простейшие сувениры, кружева, салфетки. За время обучения учащиеся изучают условные обозначения приёмов вязания, учатся чтению схем, разрабатывают свои схемы узоров вязания.
Актуальность программы обусловлена тем, что, она реализовывает творческие потребности учащихся, развивает художественный вкус, позволяя занять учащихся в свободное время от обучения в общеобразовательной школе.
Педагогическая целесообразность состоит в положительной динамике развития личности ребенка, его воображения, способностей, благодаря развитию мелкой моторики и дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства, выходящего за рамки общеобразовательных программ.
Новизна программы состоит в том, что курс обучения вязанию расширенно знакомит учащихся с различными технологическими приёмами вязания крючком и спицами развивает фантазию и позволяет создавать по-настоящему оригинальные и неповторимые изделия.

Педагоги

Федорова Татьяна Гавриловна,
педагог дополнительного образования, первой категории

Расписание

Занятия проводятся два раза в неделю по два или три часа в зависимости от года обучения, возраста учащихся:

1 год обучения – 144 часа в год;

2 год обучения – 216 часов в год;

3 год обучения – 216 часов в год.

Содержание программы

Первый год обучения

Раздел 1. Вводное занятие, техника безопасности. Правила поведения в объединении, учреждении. История вязания крючком, спицами основными направлениями в вязании. Техника вязания воздушных петель – основа изделия.

Раздел 2. Основные приемы вязания крючком и спицами. Виды материалов и инструментов. Основные приемы вязания крючком и спицами. Виды материалов и инструментов. Зависимость нумерации размеров крючков и спиц от толщины пряжи. Ассортимент вязальных ниток. Условные обозначения: крючком – столбиков и воздушных петель, спицами – лицевых и изнаночных петель. Техника их вывязывания. Условные обозначения накидов, техника вывязывания.
Запись и чтение схем. Понятие «узор».

Раздел 3. Конструирование мягкой игрушки. Виды игрушек, последовательность вывязывания деталей. Выбор узора и пряжи. Плоскостные игрушки (игольницы): последовательность изготовления. Объемные игрушки: последовательность изготовления
( лягушки, черепашки, мышки, солнышко, львёнок, тигрёнок и т.д.) Изготовление основы игрушки, деталей. Оформление игрушки: соединение деталей, дизайн дополнительными материалами.

Раздел 4. Выставочная деятельность. Понятия: выставка, этикетаж, название работы, декоративно-прикладное творчество. Виды декоративно-прикладного творчества.

Второй год обучения.

Раздел 1. Основные приемы вязания крючком и спицами. Условные обозначения приёмов вязания на схемах. Правила вывязывания круга, квадрата. Орнамент. Раппорт. Новый вид вязания макраме. Материал для вязания. Основные узлы. Вышивка крестом. Материал для вышивания. Основные приемы.

Раздел 2.История одежды славян. История происхождения различных головных уборов, шарфов. Модели головных уборов. Модели шарфов.

Раздел 3. Цветоведение. Композиционные средства выражения. Основы цветоведения. Спектр, радуга. Тона, полутона, однотонные цвета. Композиционные средства выражения контраст, асимметрия, симметрия.

Раздел 4. Вязаная одежда. Головные уборы. Технология вывязывания шапок в зависимости от модели: с макушки, от ободка. Выбор модели, узора, подбор материалов и инструментов. Снятие мерок, определение расчетов, технология вязания. Примерка.Убавление и прибавление столбиков, петель, изменение мотивов. Оформление головного убора. Шарфы. Технология вывязывания шарфов в зависимости от модели. Выбор модели, узора, подбор материалов и инструментов. Изготовление основы изделия. Примерка.

Раздел 5. Изготовление изделия по самостоятельно выбранной теме. Выбор изделия, подбор материалов и инструментов, узора изготовления.

Третий год обучения

Раздел 1. Основные приемы вязания крючком и спицами. Повторение основных приёмов вязания крючком, спицами. Условные обозначения приёмов вязания на схемах. Запись и чтение схем.

Раздел 2. История одежды славян. Вязаные салфетки, жилеты, тапочки. Вязаные аксессуары. Виды изделий и модели одежды вязаные полотном. Цветоведение. Композиционные средства выражения. Орнамент. Значение цвета в его построении изделия. Использование композиционных средств выражения (контраст, асимметрия, симметрия) в построении изделия.

Раздел 3. Вязаная одежда. Ажурные квадраты. Моделирование одежды и сувениров из квадратов (сумки, жилеты, тапочки, шапки). Конструирование выкройки. Изготовление основы изделия, соединение деталей. Оформление изделия, выполненного из квадратов.Полотно. Технология вывязывания полотна. Виды узоров, подбор пряжи и инструментов. Выбор модели, снятие мерок, составление чертежа. Выбор узора, подбор ниток, вывязывание образца, расчет петель по чертежу. Изготовление основы изделия. Практическая деятельность. Вывязывание дополнительных деталей. Соединение деталей. Оформление изделия дополнительными материалами.

Раздел 4. Изготовление изделия по самостоятельно выбранной теме. Выбор изделия, подбор материалов и инструментов, узора изготовления. Изготовление основы изделия. Изготовление деталей. Оформление изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы: формирование и развитие творческой личности, её умений и индивидуальных способностей через формирование интереса к декоративно-прикладному искусству, национальной культуре народов РФ, в процессе обучения вязанию крючком и спицами.

Результат программы

К концу первого года обучения учащиеся должны: свободно общаться в группе, проявлять по отношении к товарищам взаимоподдержку, взаимовыручку.
уметь:
• вывязывать основные приемы: крючком (воздушные петли, полустолбики и столбики без накида, столбики с накидом), спицами (набор петель, лицевые, изнаночные петли, накид).
• читать и записывать основные обозначения на схемах узоров вязки;
• правильно подбирать крючок, спицы и нитки;
• создавать выкройку и вязать детали по шаблону;
знать:
• технику безопасности при вязании;
• правила организации рабочего места;
• ассортимент ниток и других материалов и инструментов;
• историю возникновения ручного вязания;
• основные условные обозначения в схемах вязания крючком, спицами;
• последовательность изготовления вязаной игрушки.

К концу второго года обучения учащиеся должны: проявлять усидчивость и аккуратность, самостоятельность в выборе инструментов и материалов.
уметь:
• готовить рабочее место согласно технике безопасности;
• уверено пользоваться основными примами вязания;
• подбирать пряжу однотонную и контрастную;
• правильно снимать мерки, подбирать рисунок вязки;
• вязать шарфы, головные уборы;
знать:
• технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
• условные обозначения основных приёмов вязания на схемах;
• историю возникновения ручного вязания и некоторых типов одежды;
• последовательность изготовления шарфов и головных уборов;
• понятия «орнамент», «раппорт»;
• основы понятия «однотонный», «контраст».

К концу третьего года обучения учащиеся должны:
знать:
• как рационально организовывать рабочее место для занятий вязанием, вышивкой соблюдая правила техники безопасности;
• правила снятия мерок и работы с моделью;
• правила цветоведения и композиции;
• виды материалов для оформления и отделки изделий;
• виды технологий и последовательность изготовления изделий;
уметь:
• уверено пользоваться основными примами вязания;
• самостоятельно создавать изделие от задумки, до последних штрихов;
• читать и разбираться в схемах по вязанию крючком, спицами;
• чертить выкройки;
• аккуратно и технически правильно вывязывать детали изготовляемых изделий в соответствии с выкройкой и схемой;
• дизайнерски оформлять изделие различными дополнительными материалами;
• зарисовывать и придумывать собственные способы вязания.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в оборудованном кабинете учреждения. Для эффективной деятельности по программе предполагается необходимая материально-техническая база:
1. Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, рабочие столы для учащихся, достаточное освещение, учебная доска и технические средства обучения.
2. Материалы и инструменты: швейные нитки, пряжа для вязания различного цвета, толщины и качества (ирис, гарус, шерсть, мохер), металлические, пластмассовые, деревянные крючки и спицы разных номеров, ножницы, иглы швейные, штопальные, утюг. Дополнительные материалы: тесьма, лента, лоскуты, мех, кожа, перья, природные материалы, пуговицы, бисер, бусины, картон и т.д.
Материалы и оборудование
Вязать можно любыми нитками, но всегда нужно иметь подходящие к ним по размеру крючок или спицы.
Толщина нитки должна совпадать с толщиной крючка, в его самом тонком месте, то есть «на горлышке». Тонкие крючки обычно бывают только металлическими, различаются по номерам от 14 ( для самых тонких ниток, например, обычная катушечная, номер 40, 30, 20, 10) до номера 00; средние или большие крючки могут быть алюминиевые, пластмассовые и деревянные, различаются по буквам от B (2,5 мм) до Р (16 мм). Это – основные крючки. Существуют еще крючки удлиненные, для тунисского, или афганского, вязания, на таких крючках может помещаться большое количество петель, как на спице. И, наконец, «шпильковые» крючки, которые и крючками не назовешь, они представляют из себя продолговатую рамку, вокруг которой нитки сначала наматываются, как на огромную шпильку для волос, а потом обычным крючком выполняются кружевные стежки и петли.
Толщина нити для вязания спицами примерно вдвое меньше спиц. Спицы бывают из металла, пластмассы, кости, дерева; прямые, круговые на леске и чулочные( 5 штук с двумя рабочими концами). Номер спиц определяют по их диаметру в миллиметрах от 0,5 до 6 и более. Пластмассовые и костяные спицы пригодны для легкой пряжи с небольшим количеством петель, алюминиевые нежелательно использовать для светлой пряжи. Практичнее всех стальные спицы.
Хранят крючки и спицы в стаканчике или в пенале, чтобы защитить от влаги.

 

 

Стоимость

Бесплатно