Объединение "Северяночка" Модуль 1 - 144ч.

Данная программа может реализовываться двумя модулями. Модуль 1 рассчитан на 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа). Модуль 2 рассчитан на 72 часа в год ( 1 раз в неделю по 2 часа).

Программа представляет курс теоретической и практической подготовки в области плетения и вышивки бисером, изготовления сувенирной продукции из кожи, меха, бисера на основе народных традиций мастеров Севера, Дальнего Востока и Камчатки. Содержание программы расширяет представление учащихся о различных видах декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Севера и Камчатки. Знакомит с историей возникновения и развития бисероплетения, старинной вышивки бисером на Руси, с сувенирным производством, где в работе используется кожа, мех, бисер. Программа формирует интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству, добросовестному отношению к труду, бережливости и экономности.
Новизна программы обусловлена тем, что учащиеся не только углубленно изучают и осваивают современное плетение и вышивку бисером, как вид творчества, но и исторически известные в декоративно- прикладном искусстве технологии изготовления различных изделий из кожи, меха, бисера в традициях мастеров декоративно-прикладного искусства коренных народов Камчатки. Учащиеся осваивают навыки профессии вышивальщицы бисером и мастера по изготовлению сувенирной продукции.
Учебные разделы в программе расположены в порядке возрастания сложности выполнения работ и соответственно роста мастерства учащихся.
Программа актуальна, так как обеспечивает вовлечение детей и молодёжи в декоративно-прикладное искусство и изучение национальных традиций, быта, костюма коренных народов Камчатки, способствует развитию творческого потенциала учащихся и пропагандирует искусство коренных народов Крайнего Севера.
Педагогическая целесообразность программы заключается в системном подходе к изучению народной культуры, что позволяет учащимся познакомиться с национально-культурным наследием страны, узнать историю и традиции праздников, шире познакомиться с обрядами, устным народным творчеством. Для эффективности изучения декоративно – прикладного творчества коренных народов Камчатки в программе изучается раздел «Культура и искусство коренных народов Камчатки» (чукчей, эвенов, коряков, алеутов, ительменов), где помимо этнических традиций народного художественного творчества, учащиеся знакомятся с ремеслом художественной обработкой кости, шитьем национальной одежды, кожаной и меховой мозаикой. Организованный учебный процесс, гармоничное сочетание теоретических знаний и уверенное овладение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями, раскрывают творческий потенциал учащегося, вырабатывают его индивидуальный авторский стиль.

Педагоги

Изаак Людмила Александровна
педагог дополнительного образования

 

Содержание программы

 

Первый год обучения

Тема 1. Введение в программу. История возникновения бисера. Изготовление бисера в Древнем Египте. Бисерное рукоделие.

Тема 2. Бисероплетение на проволоку и леску. Параллельное низание. Французское низание. Объёмное низание.

Тема 3.Культура и искусство коренных народов Камчатки. Женские украшения. Подбор бисера и вышивка орнамента коренных народов Камчатки.
Декорирование изделия мехом и кожей.

Тема 4. Приемы работы с природным материалом. Техника работы с различными природными материалами. Составление композиций.

Тема 5.Композиционное средство выражения. Цветоведение. Представление о сочетании цветов. Порядок расположения цветов в спектре, главные цвета, теплые холодные цвета, контрастные цвета, оттенки цветов.

Тема 6. Приемы работы бисером с ниткой и 1, 2 иглами. Плетение сеткой. Плетение крестиком.

Второй год обучения

Тема1.Бисероплетение на проволоку и леску. Параллельное низание. Французское низание. Объёмное низание. Составление схем, композиционные средства выражения.

Тема 2.Культура и искусство коренных народов Камчатки. Вышивка национальных орнаментов. Основные приемы вышивки орнамента бисером с усложнением, декорирование, композиционные средства выражения, составление орнаментов.

Тема 3. Приемы работы с природным материалом. Изготовление сувениров.

Тема 4. Композиционные средства выражения. Цветоведение. Характеристики цветов. Композиционные средства выражения: симметрия, асимметрия, контраст.

Тема 5.Бисероплетение одной или двумя иглами Мозаичное низание. Плетение одной иглой. Ажурное плетение. Плетение жгутов.

Тема 6.Технологии изготовления изделий из кожи. История зарождения кожевенного мастерства на Руси. Выделка кожи, структура, разновидности. Техника и приёмы работы с кожей: чистка, растяжка, оплётка кожей кромки изделия.

Тема 7. Вышивка бисером. История старинного искусства вышивания бисером в Венеции; в конце ХХ столетия в Германии и России. Техника и приёмы вышивки. Сочетание фактуры, цвета ткани и материалов. Вышивка украшений. Вышивка украшений в технике в прикреп.

Второй год обучения

Тема 1.Приемы работы с бисером на проволоку и леску. Повторение техник плетения.

Тема 2. Культура и искусство коренных народов Камчатки Национальные традиции, культурное наследие, этнос. Национальный костюм, его особенности построения и пошива. Вышивка национального орнамента, подбор цветовой гаммы в декоративном оформлении мехом и кожей.

Тема 3.Композиционные средства выражения. Цветоведение. Основные композиционные средства выражения: симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, ритм в построении и пошиве национальных костюмов, орнаментов.

Тема 4.Бисероплетение одной или двумя иглами. Техника и приемы объемного плетения.
Тема 5.Технология изготовления изделий из кожи
Тема 6. Вышивка бисером. История старинного искусства вышивки бисером. Техника и приёмы монастырского шва, подбор сюжета, цветовой гаммы.
Тема 7. Изготовление сувениров по собственному эскизу. Разработка схемы. Эскиз. Схемы плетения.

Третий год обучения
Тема 1.Приемы работы с бисером на проволоку и леску. Повторение техник плетения: параллельное, французское и объемное плетение.

Тема 2. Культура и искусство коренных народов Камчатки. Изучение национального костюма. Национальные традиции, культурное наследие, этнос. Национальный костюм, его особенности построения и пошива. Особенности декорирования. Вышивка национального орнамента, подбор цветовой гаммы в декоративном оформлении мехом и кожей. Построение и раскрой основы для пошива куклы.

Тема 3.Композиционные средства выражения. Цветоведение
Основные композиционные средства выражения: симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, ритм в построении и пошиве национальных костюмов, орнаментов.

Тема 4.Бисероплетение одной или двумя иглами. Техника и приемы объемного плетения.

Тема 5.Технология изготовления изделий из кожи. Изготовление женских украшений. Кожа как природный материал. Технология кроя женских украшений, пошив, оплётка, жмурка, выжигание, тиснение, аппликация на кожаных изделиях. Техника и приемы изготовления кабошонов с использованием кожи.

Тема 6. Вышивка бисером. История старинной вышивки бисером. Техника и приёмы монастырского шва, подбор сюжета, цветовой гаммы.

Тема 7. Изготовление сувениров по собственному эскизу.Разработка схемы Эскиз. Схемы плетения. Повторение: техники плетения, приёмы вышивки, композиционные средства выражения, графическое изображения изделия.

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития у учащихся мотивации к познанию и творчеству, для социального, культурного и профессионального самоопределения средством обучения декоративно – прикладному искусству.

Результат программы

К концу первого года обучения учащиеся должны:
знать
• технику безопасности при работе колющими и режущими инструментами;
• традиционные виды декоративно-прикладного искусства России и коренных народностей Камчатки; историю возникновения бисера, бисероплетения;
уметь
• плести в технике параллельного низания несложные детали;
• плести в технике французского низания цветы;
• плести в технике французского кругового низания цветы и листья;
• плести в технике объёмного низания фигурки;
• разбираться в несложных схемах;
владеть
• приёмами создания на проволоку и леску сувениров, цветов;
• технологическими приёмами плетения бисером иглой и нитью, при изготовлении браслетов и колье.

К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать
• технику безопасности при работе колющими и режущими инструментами;
• традиционные виды декоративно-прикладного искусства России и коренных народностей Камчатки; историю возникновения бисера, бисероплетения;
• историю бисерного рукоделия на Руси;
• композиционные средства выражения: симметрия, асимметрия, кон траст;
• особенности национальных орнаментов коренных народов Севера;
уметь
• работать с природными материалами;
• плести в технике параллельного низания;
• плести в технике французского низания;
• плести в технике французского кругового низания;
• плести в технике объёмного низания;
• плести в технике ажурной сетки;
• плести техникой в крестик;
• плести в технике мозаики;
• плести жгуты разными техниками;
• разбираться в схемах параллельного, французского плетения, ажурной сетки, объёмного низания, плетения в крестик, мозаикой;
владеть
• технологиями изготовления сувениров, цветов, панно;
• технологиями изготовления изделий из кожи,
• технологическими приёмами плетения иглой и нитью при изготовлении украшений.

К концу обучения учащиеся должны:
знать
• традиционные виды прикладного искусства России, Севера, Дальнего Востока и коренных жителей Камчатки. Историю вышивки бисером;
• историю возникновения бисера, плетения бисером;
• декоративное значение вышивки орнамента, характерные народам Камчатского региона, историю национального костюма;
владеть
• практическими навыками в изготовлении традиционных оберегов, женских украшений, сувениров из кожи и меха и декорировать бисером;
• технологией работы с кожей изготавливать изделия из кожи, украшения, сувениры, коллажи панно;
• различной техникой низания бисера на проволоку в изготовлении сувениров, панно, деревьев, цветов;
• техникой изготовления украшений, пасхальных яиц, картин используя основные способы низания бисерных изделий;
• искусством вышивки бисером картин, панно, икон;
уметь
• пользоваться композиционными средствами выражения при изготовлении работ;
• подбирать материал (бисер, бусины, кожу, мех и т.д.) для изделия так, чтобы они гармонировали по цвету и фактуре;
• изготавливать изделие по самостоятельно выбранному или созданному эскизу.

 

 

Материально-техническая база

Материально- техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете декоративно-прикладного творчества МБУДО «Центр внешкольной работы». Для эффективной деятельности по программе предполагается необходимая материально-техническая база:
1. Учебный кабинет, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, рабочие столы для учащихся с необходимым количеством посадочных мест, достаточное освещение, учебная доска, жалюзи на окнах, шкафы для пособий технические средства обучения, дидактический материал
2.Материалы: бисер, бусины, стеклярус различных цветов, нити капроновые, х/б, мулине, армированные, проволока, леска, клей ПВА, краски акварельные и акриловые, ткань (двунитка), картон, тесьма, цветная бумага, рамки, фурнитура для выполнения украшений, лоскуты, лента, кружево, природные материалы: кожа, мех, шишки, перья, сухоцветы, ракушки, др.
3.Инструменты: ножницы, иглы швейные и бисерные, игольницы,
пробойники, скорняжный нож, плоскогубцы, круглогубцы, фломастеры, карандаши, кисти художественные и клеевые, розетки для бисера, шило, утюг, гладильная доска, др.