Объединение "Семицветик" Модуль 1 - 144 ч.

Данная программа может реализовываться двумя модулями. Модуль 1 рассчитан на 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа). Модуль 2 рассчитан на 72 часа в год ( 1 раз в неделю по 2 часа).

По содержательной направленности программа является художественной, соответствует общекультурному уровню освоения.
Содержание программы направлено на:
 формирование и развитие творческих способностей учащихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом и нравственном развитии;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся;
 формирование общей культуры учащихся.

Актуальность программы «Мир красок» обусловлена тем, что дети могут применить полученные знания и практический опыт при подготовке школьных домашних заданий, самостоятельных зарисовках и в дальнейшем творчестве.
Преемственность и согласованность данной программы со школьными и дошкольными позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям навыки и умения, которые будут способствовать успешному приобретению школьных знаний.
Педагогическая целесообразность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитие мелкой моторики, необходимых для успешного обучения.

Программа «Мир красок» тесно соприкасается с литературой, историей, религией, музыкой. Огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности детей, на их идейно-эстетическое воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С.Прокофьева, Д.Кабалевского и других композиторов, что обеспечивает глубокое погружение в художественный образ, создает соответствующий эмоционально-образный настрой.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация на будущее, а главное – становление характера, развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятием искусством.
Данная программа основывается на последних разработках школьных программ и программ дополнительного образования.

 

 

Педагоги

Гринкевич Татьяна Станиславовна,
педагог дополнительного образования, высшей категории

Содержание программы

Первый год обучения.

1. Раздел «Живопись». Материалы и приёмы. Знакомство с живописью как языком цвета. Обучение живописи с использованием различных техник и материалов. Цветоведение. Основные и дополнительные цвета. Способы получения составных цветов путём смешивания главных красок. Контрастные, тёплые и холодные оттенки. Пейзаж. Знакомство с понятиями «линия горизонта», «фон», «пейзаж», его особенности в тёплой и холодной цветовой гамме. Натюрморт. Знакомство с понятием «натюрморт». Изучение основных форм предметов «круг», «квадрат», «треугольник» и производные от них. Портрет. Понятие «портрет» и его основные составляющие.
2. Раздел «Рисунок». Способы и приёмы работы Рисунок, как непосредственный вид искусства. Линии – начало всех начал. Характер линий. Понимание формы предмета. Способы изображения. Понятие «рисунок с натуры».
3. Раздел «Декоративно-прикладное творчество». Открытка. Понятие «открытка», её отличие от рисунка, вид. Декоративное рисование. Узоры, как средство украшения. Узоры, созданные природой. Знакомство с понятием «орнамент»; использование цветовой гармонии в орнаменте; формирование понятия о красоте национального орнамента. Аппликация. Знакомство с понятием «аппликация», виды аппликации. Знакомство со способами работы с бумагой: оригами, обрыв, мозаика, полуобъёмная бумагопластика.

4. Раздел «Композиция». Изучение нового термина «Композиция рисунка». Правила, приёмы и средства композиции, «линия горизонта», план рисунка, близко – далеко. Контраст. Самый светлый объект лучше заметен, выразительнее на тёмном фоне и, наоборот, тёмный – на светлом. Передача ритма, движения и покоя.
5. Раздел «Иллюстрации». Чтение сказок. Композиционное заполнение листа разного формата. Подбор иллюстраций.
6. Раздел «Скульптура». Приёмы лепки из целого куска, из составных деталей. Придание материалу задуманную форму, объём предмета. Знакомство с понятием «барельеф».

Второй год обучения

2. Раздел «Живопись». Знакомство с новыми изобразительными материалами – пастель, акварельные карандаши, акрил и смешанной техникой. Цветоведение. Основные и дополнительные цвета . Знакомство с основными производными цветами, изучение тёплых и холодных оттенков. Техника смешивания цветов. Использование белого цвета для получения светлых оттенков. Пейзаж
Отличительные особенности разных видов пейзажа. Понятие «перспектива». Особенности изображения архитектурных строений. Натюрморт. Закрепляем понятие об основных формах предметов в натюрморте. Понятия «драпировка», «светотень». Цветовой и светлотный контраст. Портрет. Знакомство с видами портретов: головы, поясной и в полный рост. Пропорции лица. Передавать цветом настроение человека.
3. Раздел «Рисунок». Способы и приёмы работы. Продолжать анализировать и правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное расположение. Учить изображать симметричную форму предметов. Знакомство с углём. Изобразительные свойства карандаша, угля. Рисунок с натуры. Понятие «пропорции».
4. Раздел «Декоративно-прикладное творчество». Открытка. Изучение видов открыток по изображениям, соответствие календарным, народным, семейным праздникам. Соответствующие надписи, символы.Декоративное рисование. Знакомство с художественными промыслами: Дымковская и Филимоновская игрушка, матрёшка, Городецкая, Хохломская и Гжельская роспись. Расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать ими изделия. Аппликация. Расширение знаний об аппликации, как орнаментальном изображении, созданном по данному способу, придающему работе особую рельефность.
5. Раздел «Композиция». Композиционное заполнение листа разного формата. Раскрытие в рисунке темы. Передача симметрии и асимметрии. Знакомство с техникой «граттаж».

6. Раздел «Иллюстрации». Знакомство с понятием «иллюстрация». Прочтение и прослушивание литературных произведений. Самостоятельный подбор учащимися иллюстраций к композициям.
7. Раздел «Скульптура». Знакомство с понятием «контррельеф». Приёмы лепки из целого куска, из составных деталей. Закрепление умений придавать скульптуре задуманную форму, объём предмета; выражать в подбираемой цветовой гамме свои мысли, настроение при раскрашивании изделия. Создание нужного нового цвета путём смешивания разных имеющихся оттенков пластилина.

Цели программы

Цель программы: развитие творческого потенциала учащихся, индивидуальных художественно-творческих способностей средством эстетического образования и освоения языка изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Результат программы

К концу 1-го года обучения учащиеся будут
знать:
• основные и дополнительные цвета;
• правила безопасной работы на занятиях;
• свойства красок, графических, скульптурных материалов;
• цветовую гамму красок (тёплые и холодные цвета);
• контрасты форм;
• понятия «пейзаж», «фон», «горизонт», «натюрморт», «портрет», «рисунок с натуры», «открытка», «орнамент», «аппликация», «композиция», «барельеф»
уметь:
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
• смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
• использовать площадь листа, изображать предметы крупно;
• изображать фрукты, овощи, цветы и ветви с натуры, природу в разные времена года.
• правильно располагать части лица на портрете.
• составлять узор и орнамент;
• рисовать композиции: по замыслу, по памяти, по представлению;
• применять разные способы лепки из пластилина и солёного теста;
• работать самостоятельно и в коллективе;
• организовывать и содержать в порядке своё рабочее место.

К концу 2-го года обучения учащиеся будут
знать:
• азы композиции (статика, движение, ритм, симметрия, ассимметрия);
• жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт);
• пропорции плоскостных и объёмных предметов;
• названия различных народных художественных промыслов;
• способы рисования углём, пастелью, техническими приёмами: растяжка, растушёвка, штриховка;
• понятия: «контррельеф», «перспектива», «драпировка», «светотень», «граттаж», «симметрия», «асимметрия», «иллюстрация»;
уметь:
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
• получать светлые оттенки;
• соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
• выбирать расположение листа в зависимости от задуманной композиции.
• рисовать и лепить с натуры человека, предметы интерьера;
• лепить барельефные и контррельефные композиции;
• расписывать простые формы;
• создавать аппликации и несложные открытки из разных материалов;
• работать в определённой гамме;
• доводить работу от эскиза до композиции;
• самостоятельно иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
• использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
• работать в группе, уступать и помогать друг другу, нести ответственность.

 

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы
Для эффективной деятельности по программе требуется необходимая материально-техническая база: учебный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, рабочие столы с необходимым количеством посадочных мест, достаточное освещение, учебная доска, жалюзи на окнах, шкафы для пособий, дидактический материал, книги, образцы, шаблоны, репродукции картин и фото изделий декоративно-прикладного творчества.
Для показа видео предполагается наличие ноутбука и телевизора.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
 бумага: акварельная, чертёжная, картон, ватман, бархатная; разных форматов А4, А3, А2, А1.
 краски: акварельные, гуашь, акрил, темпера;
 простые графитные карандаши разной мягкости;
 цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, маркеры, ручки;
 пастель художественная, масляная, уголь;
 набор кистей: № 1, 3, 5, 7, 9 (пони, белка, синтетика, колонок, щетина);
 палитра для разведения краски;
 набор бумаги для бумагопластики и аппликаций (цветная бумага и картон);
 ножницы;
 клей-карандаш;
 и др.

Наглядные пособия:
 технологические карты «Декоративно-прикладное искусство» (Гжель, Городец, Хохлома, Жостово, Дымково, Филимоновская игрушка и т.д.);
 муляжи и игрушки;
 набор геометрических тел;
 репродукции картин художников по темам: «Портрет», «Пейзаж», «Натюрморт», «Композиция»;
 посуда;
 образцы, схемы по различным темам;
 календари, художественная литература, иллюстрации, открытки.