Объединение "Вдохновение" Модуль 1 - 144ч.

Данная программа может реализовываться двумя модулями. Модуль 1 рассчитан на 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа). Модуль 2 рассчитан на 72 часа в год ( 1 раз в неделю по 2 часа).

Содержание программы расширяет представления учащихся о направлениях и стилях в искусстве, жанрах, знакомит с историей развития изобразительного творчества, различными изобразительными материалами, знакомит с именами выдающихся художников, формирует интерес и желание творить. Программа дает не только знания и навыки творческой деятельности, но и развивает эстетические чувства по отношению к предметам искусства, природе, окружающим людям, историческим событиям, формирует чувство гармонии, развивая волевые качества свойств личности, воспитывает учащихся нравственно. Поэтому программа ориентирована на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания и выстроена как комплексный процесс формирования духовной культуры, овладения основами художественной грамоты, на удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами федеральных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Новизна заключается в том, что данная программа значительно расширяет базовый (школьный) учебный курс по изобразительному искусству, содержит новые знания, выходящие за рамки общеобразовательной программы, а также в активном использовании современных информационно-коммуникативных технологий для решения образовательных задач; комплексном подходе к определению целей и задач обучения и воспитания, способствующих успешному личностному самовыражению; индивидуальном подходе к личности каждого ребенка: бережном сохранении индивидуальных особенностей учащегося, приумножении таких качеств личности как толерантность, самостоятельность, инициативность и фантазию; дифференциации учебного материала в зависимости от возможностей (дети с ОВЗ, дети-инвалиды), от возраста и способностей учащихся.
Актуальность направлена, прежде всего, на увлеченных детей, и может быть средством вовлечения сомневающихся в своих способностях ребят в мир изобразительного искусства. Служит средством коррекции для детей с ОВЗ, отвечает потребностям современных детей и их родителей, обусловлена ее практической значимостью, полученные знания учащиеся могут применять в подготовке домашних заданий, самостоятельных зарисовках, а возможно послужит толчком в предпрофильном образовании.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что широкий набор изобразительных техник, использование в работе нетрадиционных изобразительных материалов в сочетании с разнонаправленными творческими работами, создает условия для развития способности к художественному самовыражению, в том числе и у воспитанников, не обладающих выраженными задатками к рисованию. Ребенок – субъект творчества – вот основная идея этой программы.

Педагоги

Лозовицкая Ольга Валентиновна,
педагог дополнительного образования, высшей категории

Содержание программы

Первый год обучения

1. Основы искусствоведения. Основные направления в работе. 

2. Азбука изобразительного искусства. Рисунок. Развитие рисунка у разных народов. Изобразительные материалы, различные техники изображения, способы.

3.Живопись. Основы цветоведения, основные цвета, контрастные, теплые и холодные оттенки. Понятия пейзаж, натюрморт, портрет.

4. Региональный компонент. Обычаи, культура коренных народов Камчатки: одежда, элементы украшения, богатство родного края.

5. Графика. Графические средства; понятия – линия, штрих, пятно, точка; изобразительные материалы – уголь, сангина, пастель, карандаши, фломастеры и др.

6. Декоративно-прикладное искусство. Хохлома, Дымка, Гжель, Городец. Орнамент – понятие орнамента, симметрия, мотив. Стилизация.

8. Дизайн. Различные способы работы с бумагой: оригами, техника обрыва (мозаика), аппликация, квиллинг, модули, полуобъемной аппликация.

Второй год обучения

1. Основы искусствоведения. Направления в изобразительном искусстве, великие художники, творчество местных художников.

2. Азбука изобразительного искусства. История развития рисунка. Построение изображаемого предмета, прорисовка его деталей, уточнение общих очертаний и форм Набросок. Геометрические формы. Рисование простых предметов. Правила композиции. Пропорции, общее пространственное расположение частей или деталей предмета.

3. Живопись. Понятие цвета. Основные, контрастные цвета. Теплые, холодные оттенки. Техника смешивания цветов. Натюрморт, портрет, пейзаж. Рисование с натуры, на темы.

4. Региональный компонент. Богатство и красота родного края, растительный, животный мир, культура, быт, традиции народов, которые населяют Камчатку. Растения. Животный мир. Особенности природы.

5. Графика. Графические изобразительные материалы (уголь, сангина, пастель, тушь). Способы рисования углем, пастелью, технические приемы: растяжка, растушевка, штриховка.

6. Декоративно-прикладное искусство. Симметрия в орнаменте, ритм, цветовая гамма, построение орнамента в круге, полосе, квадрате. Колорит, цветовая гамма, основные элементы различных росписей: Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Хохломская роспись, Гжель.

7. Дизайн. Различные способы работы с бумагой: оригами, техника обрыва (мозаика), аппликация, квиллинг, модули, полуобъемной аппликация. Основы и правила дизайна при оформлении выставочных работ (паспарту, рамки). Элементы дизайна, оформления помещения, выставки.

Третий год обучения.

1. Основы искусствоведения.

2. Азбука изобразительного искусства. Форма, пропорции, строение, пространственное расположение, цвет предметов. Изображение симметричной формы предметов, вспомогательная средняя линия. Наброски и зарисовки.

3. Живопись. Построение композиции рисунка. Портрет: уметь передать цветом настроение человека, его душевное состояние, мимику.

4. Региональный компонент. Богатство, быт, красота родного края, растительный и животный мир. Культура, быт, традиции малых коренных народов Камчатки, сказки, обычаи, декоративно-прикладное искусство, национальный промысел.

5. Графика. Технические приемы, особенности в использовании графических материалов. Характерные особенности точки, пятна, линия как средство графики.

6. Декоративно – прикладное искусство. Простейшие приемы кистевой живописи (Жостово). Закреплять Дымковскую игрушку, Городец, Хохломскую роспись, Гжель.

7. Дизайн. Правила оформления выставочных работ, изучение приемов оформления плаката, открытки.

8. Пленэр. Воздушная перспектива, изменения цвета на дальность расстояния, правильно делать эскиз (набросок), строить композицию.

Четвертый год обучения

1. Основы искусствоведения. Направления в изобразительном искусстве, великие художники, творчество местных художников. Отличительные особенности таких жанров как: портрет, пейзаж, натюрморт. 

2. Азбука изобразительного искусства. Рисунок. Форма, пропорции, строение, пространственное расположение, цвет предметов. Изображение симметричной формы предметов, вспомогательная средняя линия. Наброски и зарисовки.

3. Живопись. Направления в живописи. Последовательное построение композиции рисунка; развитие воображения, фантазии учащихся, творческого подхода к процессу рисования.

4. Региональный компонент. Традиции, обычаи, фольклор, малых коренных народов, населяющих Камчатку.

5. Графика. Приемы и возможности графических средств. Характеристика точки, линии, пятна, знакомство с их характерными особенностями, работа в различных графических техниках, книжная графика.

6.Декоративно-прикладное искусство: художественная роспись по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), керамике (Гжель), кружево. 

7. Дизайн.Правила оформления выставочных работ , изучение приемов оформления плаката, открытки. Дизайн кабинета.

 

 

Цели программы

Цель программы – создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, формировать его нравственно-личностные качества средствами изобразительного искусства.

Результат программы

Ожидаемые результаты реализации программы. 
Положительная динамика развития личности ребенка, его воображения, способности к изобразительному творчеству, сохранение интереса к занятиям до освоения им основ профессиональной изобразительной грамоты.
Реализация развивающего компонента – развитие общих интеллектуальных способностей у учащихся (зрительной памяти, устойчивого внимания и наблюдательности, способности к анализу и синтезу, пространственного и ассоциативного мышления);
- развитие специальных способностей (цветовое и тоновое восприятие, понимание художественных образов, моторной памяти, глазомера, чувства ритма, пространственной ориентации);
- развитие общих и специальных физических способностей (мелкой моторики, физической выносливости, координации, крепости мышц корпуса и рук)
Реализация обучающего компонента – расширение общего кругозора в предметной области (основные виды и жанры изобразительного искусства, история, наследие, культура и традиции народов мира, разнообразие современных стилей изобразительного искусства);
- расширение специальных знаний по теории программы (цветоведение, светотени, композиции, линейной и воздушной перспективы, специальной терминологии, различных инструментов и материалов, технологии выполнения художественной работы);
- формирование специальных практических умений и навыков (рисование с натуры, по памяти, представлению, работы различными художественными материалами, передачи пропорции, объема, строения изображаемого, выполнение художественной работы с учетом принципов и законов композиционного построения, технологических этапов)
Реализация воспитывающего компонента – воспитание у учащихся основ здорового образа жизни, правильной посадки за столом и мольбертом, правильной организации и гигиены рабочего места;
- воспитание основ нравственной культуры (объективности самооценки, тактичности и доброжелательности в оценке чужой деятельности, волевого начала, работоспособности, любви к изобразительному искусству, толерантности и уважения к людям с ОВЗ)
- воспитание основ социальной и эстетической культуры;

Материально-техническая база

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для эффективной деятельности по программе предполагается необходимая материально-техническая база.
Учебный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, рабочие столы для учащихся с необходимым количеством посадочных мест, мольберты, планшеты (этюдники), достаточное освещение, учебная доска, жалюзи на окнах, шкафы для пособий, технические средства обучения, дидактический материал, книги, технологические карты, образцы, шаблоны, трафареты; репродукции картин великих художников, художников Камчатки, различных направлений в искусстве.
Для показа презентаций по темам программы предполагается наличие телевизора и ноутбука.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- бумага: акварельная, чертежная, писчая, картон, ватман, бархатная; разных форматов А4, А3, А2, ватман;
- краски: акварельные, гуашевые, акриловые, масляные, темперные, типографские;
- набор простых графитных карандашей, разной мягкости;
- цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, маркеры, ручки, акварельные карандаши, масляные мелки;
- пастель художественная, масляная, уголь, сангина, соус;
- набор кистей художественных: № 1,3,5,7,9 (пони, белка, синтетика, колонок, щетина);
- палитра для разведения краски;
- фиксатор (закрепитель для пастели, угля или сангины);
- набор бумаги для бумагопластики (разная цветная бумага – флуоресцентная, самоклеящаяся, гофрированная, фольга разного цвета, цветной картон разной плотности);
- ножницы;
- нож канцелярский;
- скотч;
- клей карандаш;
- и др.

Наглядные пособия:
- технологические карты «Декоративно-прикладное искусство» (Гжель, Городец, Хохлома, Жостово, Дымково, Мезенская роспись и т.д.);
- таблицы по цветоведению;
- набор муляжей: фрукты, овощи, грибы;
- набор геометрических тел;
- репродукции картин художников по темам:
• «Портрет»,
• «Пейзаж»,
• «Натюрморт»;
- керамическая, стеклянная, деревянная посуда для натюрмортов;
- деревянные предметы по декоративно-прикладному искусству: матрешки, доски, ложки, посуда;
- образцы, схемы по темам:
• «Овощи»;
• «Транспорт»,
• «Здания»,
• «Животные»,
• «Человек»,
• «Золотая Хохлома»,
• «Голубая Гжель»,
• «Дымково»,
• «Городец»;
- журналы:
• «Юный художник»;
• «Цветной мир»;
• «Вернисаж»;
- календари, художественная литература, сказки, раскраски, иллюстрации, открытки;
- трафареты, шаблоны.