«Школа логики»

Данная программа направлена на формирование и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Состоит из комплекса предметов художественно-эстетического и гуманитарного направления.

Необходимость введения дополнительной общеобразовательной программы обусловлена тем, что в последнее время наряду с учащимися среднего и старшего школьного возраста все больше учреждения дополнительного образования посещают дети дошкольного возраста.

Необходимость введения дополнительной общеобразовательной программы обусловлена тем, что в последнее время наряду с учащимися среднего и старшего школьного возраста все больше учреждения дополнительного образования посещают дети дошкольного возраста. Причин введения программы несколько:

1. Все существующие комплексные общеобразовательные программы для дошкольников реализуются в дошкольных образовательных учреждениях и ориентированы на общее образование

2. Социальный заказ родителей на получение образования. Не все родители, в силу сложившихся социально-экономических условий, в состоянии оплатить посещение детского сада, многие дети имеют ослабленное здоровье и так же не посещают детский сад, в результате дети лишены возможности получения образования, общения со сверстниками, с педагогами. Им труднее пройти процесс адаптации при поступлении в школу.

3. В современном мире требуется личность, умеющая нестандартно, творчески мыслить и решать разнообразные задачи. Именно поэтому деятельность педагогов при реализации программы направлена на создание таких условий, когда ребята добывают информацию путём самостоятельного исследования. При этом репродуктивная деятельность, ориентирующая педагогов на передачу детям максимально возможного объёма информации, не является основной. Потому особенное место при освоении программы отведено формированию и развитию логического мышления.

Педагоги

Руководитель объединения (предмет: краеведение, логика):
Бабяк Ольга Григорьевна.

Педагог объединения (предмет: музыка):
Швецова Наталья Прокоповна.

Педагог объединения (предмет: английский язык):
Полянская Евгения Валерьевна.

Педагог объединения (предмет: ИЗОдеятельность):
Бабяк Ольга Григорьевна.

Педагог объединения (предмет: развитие речи):
Алегина Ева Марковна.

Содержание программы

1 год обучения

1.Знакомство с детьми (1 час)

Знакомство с правилами поведения в доме детского творчества. Знакомство с ТБ, ПБ, правилами поведения при ЧС. Вводная аттестация – выявление умений и навыков детей.

2. Что такое речь (5 часов)

Знакомство с понятиями речь, предложение, интонационной окраской предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное), слово, слог, ударение, звук.

3.Период изучения гласных букв (11 часов)

Знакомство с гласными звуками и буквами. Развитие фонематического слуха. Привитие любви к родному языку, чтению. Развитие навыков читателя.

4. Период изучения согласных букв (56 часов)

Знакомство с согласными звуками и буквами. Умение выделять в слове гласные и согласные звуки. Умение определять мягкость и твердость согласных звуков. Умение выделять звонкие и глухие согласные звуки. Знакомство с парными согласными звуками. Знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Привитие любви к родному языку, чтению. Развитие навыков читателя.

5.Свойства предметов (14 часов)

Знакомство с геометрическими понятиями: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, точка, прямая и кривая линия, отрезок, луч, ломаная линия, многоугольник. Знакомство с математическими понятиями: форма, размер, цвет.

6.Расположение в пространстве (7 часов)

Знакомство с пространственными отношениями, понятиями: на, над, под, около, между, внутри, снаружи, впереди, сзади и т.д.

7.Операции над множествами (13 часов)

Знакомство с множествами и подмножествами, с операциями над ними: сравнение, объединение, дополнение.

8.Знакомство с числами и цифрами (28 часов)

Знакомство с числами и цифрами от 0 до 10. Знакомство с составом чисел первого десятка.

9. Мир вокруг нас (8 часов)

Знакомство с названиями времен года, месяцев и дней недели. Знакомство с месторасположением своей родины, родного края. Знакомство с миром растений и животных Камчатки.

10. Проверка знаний (1 час).

2 год обучения

1.Знакомство с детьми (1 час)

Знакомство с правилами поведения в доме детского творчества. Знакомство с ТБ. Вводная аттестация – выявление умений и навыков детей.

2. Повторение изученного (12 часов)

Повторить понятия речь, текст, предложение, слово, слог, ударение, звук. Повторить гласные звуки, свойства предметов, расположение их в пространстве.

3. Состав чисел от 2 до 10 (36 часов)

Знакомство с составом числа первого десятка, формирование соответствия между числом и цифрой. Знакомство с понятием объединения и дополнения множеств, формирование навыков сложения и вычитания. Знакомство с видами многоугольников. Формирование умения измерения длины.

4. Решение простых задач. Решение логических задач. (10 часов)

Знакомство с понятием задача, сравнение, умозаключение, смысловое соотнесение, классификация, систематизация, отрицание, анализ и синтез.

5. Мир вокруг нас (11 часов)

Повторить названия времен года, месяцев и дней недели. Знакомство с планетами солнечной системы. Знакомство с месторасположением своей родины, родного края. Знакомство с миром растений и животных.

6. Гласные звуки и буквы (5 часов)

Знакомство с гласными звуками и их изображением на письме, звуками, обозначающими твердость и мягкость согласных на письме.

7.Согласные звуки и буквы. Алфавит. (42 часа)

Знакомство с согласными звуками и буквами, твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Знакомство с алфавитом, родственными словами, единственным и множественным числом.

8. Слова, обозначающие предмет, признаки и действия предметов (6 часов)

9.Знакомство со словами, обозначающими предметы, признаки и действия предметов.

10. Звукобуквенный анализ слова. Чтение слов и предложений (12 часов)

Знакомство со звукобуквенным составом слова, отработка умения расчленять слово на звуки и умения обозначать звуки буквами. Чтение слогов, одно и двусложных слов, простых предложений.

11. Проверка знаний (1 час).

10. Проверка знаний (1 час).

Цели программы

Цель

Формирование и развитие у всех участников программы логического мышления вне зависимости от предмета.

Основные задачи курса:

1. формировать познавательные интересы, осваивать основные логические операций;

2. организовывать полноценное содержательное общение детей и взрослых;

3. выявлять и развивать индивидуальные способности детей;

4. воспитывать навыки учебной деятельности;

5. развивать у обучающихся жизненно необходимые навыки, требующиеся для их социальной адаптации;

6. развивать творческие способности основанные на освоении специфических средств художественной и музыкальной деятельности.

Результат программы

По итогам 1-го года обучения

Знать:

  1. Знать понятия речь, предложение, слово, слог, звук.
  2. Знать гласные звуки и буквы, их особенности.
  3. Знать согласные звуки и буквы, их особенности. Знать буквы, не обозначающие звуков.
  4. Знать геометрические фигуры, понятия и их свойства.
  5. Знать пространственные отношения.
  6. Знать операции над множествами.
  7. Знать числа от 0 до 10.
  8. Знать название времен года, их отличительные особенности. Знать названием месяцев и дней недели. Знать название страны и края, в котором проживают их символику. Знать название растений и животных населяющих родной край.

Уметь:

  1. Уметь отличать речь письменную от устной, составлять предложения по схемам, интонационно окрашивать предложение, делить слова на слоги. Ставить ударение. Сравнивать слова, состоящие из нескольких слогов. Составлять предложение на заданную тему.
  2. Уметь называть слова с заданным звуком, выделять гласный звук в устной речи, обозначать его с помощью буквы, узнавать гласные буквы в письменной речи, обозначать их схемами.
  3. Уметь называть слова с заданным звуком, выделять согласный звук в устной речи, обозначать его с помощью буквы, узнавать согласные буквы в письменной речи, определять мягкость и твердость, звонкие и глухие звуки, обозначать их схемами.
  4. Уметь выделять свойства фигур, изменять свойства, находить лишнее свойство, сравнивать геометрические фигуры по заданному свойству.
  5. Уметь определять месторасположения предмета по отношению к данному. Устанавливать пространственные отношения.
  6. Уметь выделять из множества подмножество, объединять подмножества в множество, дополнять подмножество, производить операции над множествами, сравнивать различные множества.
  7. Уметь обозначать числа на письме цифрами, считать до 10 в прямом и обратном порядке, сравнивать группы предметов, содержащих до 10 предметов.
  8. Уметь определять времена года по характерным признакам, находить на карте (глобусе) страну и край, в котором проживают, знать символику страны, края.

По итогам 2-го года обучения

Знать:

  1. Знать звукобуквенный состав слов.
  2. Знать числа от 0 до 10, состав чисел первого десятка. Знать виды многоугольников.
  3. Знать понятие задача, условие, вопрос, решение и ответ.
  4. Знать числа от 11 до 20.
  5. Знать название времен года, их отличительные особенности, названием месяцев и дней недели. Знать название планет. Знать название страны и края, в котором проживают их символику. Знать название растений и животных населяющих родной край.
  6. Знать гласные звуки и буквы.
  7. Знать согласные звуки и буквы, особенности их произношения. Знать алфавит.
  8. Знать слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов.
  9. Знать понятия речь, предложение, слово, слог, звук. Знать геометрические фигуры, понятия и их свойства. Знать пространственные отношения.

Уметь:

  1. Уметь отличать речь письменную от устной, составлять предложения по схемам, делить слова на слоги. Ставить ударение. Уметь выделять свойства фигур, изменять свойства, находить лишнее свойство, сравнивать геометрические фигуры по заданному свойству. Уметь определять месторасположения предмета по отношению к данному. Устанавливать пространственные отношения.
  2. Уметь выполнять вычислительные действия, измерение длины.
  3. Уметь решать простые задачи, составлять задачи по условию. Уметь делать умозаключение и смысловое соотнесение. Уметь классифицировать и систематизировать предметы и группы предметов.
  4. Уметь образовывать числа второго десятка, считать до 20.
  5. Уметь характеризовать времена года, выстраивать порядок следования времен года и месяцев, находить на карте (глобусе) страну и край, в котором проживают. Определять предметы «живой» и «неживой» природы, делить растения и животных на подгруппы.
  6. Уметь выделять гласные звуки в устной речи, обозначать его с помощью буквы в письменной речи, читать гласные буквы.
  7. Уметь выделять согласные звуки в устной речи, обозначать его буквой в письменной речи. Читать и печатать согласные буквы, слоги и слова. Уметь определять родственные (однокоренные) слова, число.
  8. Уметь определять имена существительные, прилагательные и глаголы. Ставить вопросы.
  9. Уметь выделять звуки в словах, обозначать звуки буквами, читать слоги, одно и двусложные слова, простые предложения.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью программы является целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность детей; создание благоприятной ситуации для развития творческих способностей ребят; систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется логическое мышление; обучение общеучебным умениям и навыкам. Предметы гуманитарного направления чередуются с предметами художественно-эстетического направления. Формирование и развитие логического мышления происходит вне зависимости от изучаемого предмета.

Материально-техническая база

Для организации образовательного процесс по программе необходим учебный кабинет, состоящий из двух зон: учебной и игровой или два кабинета, общей площадью не менее 30 кв.м., а также раздевалка площадью 18 кв.м. Учебная зона должна быть оборудована партами и стульями в соответствии с возрастом по количеству учащихся, классной доской, компьютером, проектором, экраном или телевизором. Необходимо оформить уголок для творческих работу учащихся. Игровая зона должна быть оборудована настольными играми, конструкторами, игрушками в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Для каждого учащегося необходим учебный комплект, который включает: шариковую ручку, простой карандаш, тетради в крупную клетку, рабочие тетради, разработанные для программы, цветные карандаши (не менее 12 штук), краски акварельные и гуашь, цветная бумага, цветной и белый картон, альбом для рисования, клей, ножницы с закруглёнными концами.

В зависимости от кадрового потенциала учреждения обучение по программе проводят педагоги дополнительного образования, имеющие квалификацию – учитель начальных классов, учитель английского языка, учитель рисования, музыкальный руководитель, воспитатель детского сада, с опытом работы не менее двух лет.