ДОП «Сольное пение»

Программа «Сольное пение (академический вокал)» реализует обязательную часть предметных областей состоящих из учебных предметов:

в области музыкального исполнительства;

1. Основы музыкального исполнительства (сольное пение);

2. Музыкальный инструмент (фортепиано);

в области историко-теоретической подготовки:

3. Сольфеджио;

4. Музыкальная литература;

в области коллективного музицирования:

6. Хор, вокальный ансамбль

Программа «Сольное пение (академический вокал)» может быть реализована в сокращенные сроки при условии имеющихся у ребенка соответствующих знаний, умений и навыков, приобретенных за пределами образовательного учреждения, а также наличие у него творческих и интеллектуальных способностей.

Сокращение срока образовательной программы «Сольное пение (академический вокал)» возможно:

- при условии возможности приступить учащемуся к освоению образовательной программы не с первого года ее реализации (поступление в детскую школу искусств не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного);

- в процессе обучения в детской школе искусств после достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала.

 Программа «Сольное пение (академический вокал)» может быть реализована по индивидуальным учебным планам в следующих случаях:

- наличие у обучающегося творческой и интеллектуальной одаренности, проявление которой связано с постоянным участием в творческих мероприятиях (конкурсах, концертах, олимпиадах и др.);

- наличие у обучающегося медицинских показаний, предусматривающий иной режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием.

Педагоги

Зажирская Тамара Александровна
Преподаватель по классу хора, сольного пения
Образование: высшее
Стаж работы: 41 год
Квалификационная категория:высшая

Содержание программы

Содержание программы:

· формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

· формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

· формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих:

· приобретение детьми знаний, вокальных умений и навыков, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

· воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

· приобретение детьми опыта творческой деятельности;

· выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 Программа «Сольное пение (академический вокал)» включает один учебный план в соответствии со сроками обучения.

 Срок освоения программы «Сольное пение (академический вокал)» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с семи до восьми лет, составляет 7 лет.

Программа «Сольное пение (академический вокал)» реализует обязательную часть предметных областей состоящих из учебных предметов:

в области музыкального исполнительства;

1. Основы музыкального исполнительства (сольное пение);

2. Музыкальный инструмент (фортепиано);

в области историко-теоретической подготовки:

3. Сольфеджио;

4. Музыкальная литература;

в области коллективного музицирования:

6. Хор, вокальный ансамбль.

 Программа «Сольное пение (академический вокал)» может быть реализована в сокращенные сроки при условии имеющихся у ребенка соответствующих знаний, умений и навыков, приобретенных за пределами образовательного учреждения, а также наличие у него творческих и интеллектуальных способностей.

 Сокращение срока образовательной программы «Сольное пение (академический вокал)» возможно:

- при условии возможности приступить учащемуся к освоению образовательной программы не с первого года ее реализации (поступление в детскую школу искусств не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного);

- в процессе обучения в детской школе искусств после достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала.

 Программа «Сольное пение (академический вокал)» может быть реализована по индивидуальным учебным планам в следующих случаях:

- наличие у обучающегося творческой и интеллектуальной одаренности, проявление которой связано с постоянным участием в творческих мероприятиях (конкурсах, концертах, олимпиадах и др.);

- наличие у обучающегося медицинских показаний, предусматривающий иной режим посещения учебных занятий, нежели режим установленный общим расписанием.

Цели программы

 Цели программы:

· воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

· воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;

· овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы;

· формирование умения осваивать новый материал в общекультурных областях;

· формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

· формирование и развитие устойчивого интереса к самообразованию;

· формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы.

Результат программы

Результат освоения программы:

в области музыкального исполнительства:

 - умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

- умения самостоятельно разучивать вокальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении вокального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области историко-теоретической подготовки:

- знания музыкальной грамоты;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

в области коллективного музицирования:

- навыки коллективного музицирования в составе хора, вокального ансамбля, вокально-инструментального ансамбля;

- навыки чтения хоровых и инструментальных партитур.

 Основы музыкального исполнительства (сольное пение):

· наличие у обучающегося интереса к вокальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

· сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности голосового аппарата для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

· знание художественно-исполнительских возможностей певческого аппарата;

· навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения вокального произведения;

· наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

Музыкальный инструмент (фортепиано):

· сформированный комплекс умений и навыков в области инструментального творчества – исполнительства, позволяющий демонстрировать основные навыки игры на фортепиано.

Сольфеджио:

· умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

· умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

· навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т. п.).

 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная). Современная музыка:

· знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

· умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

· знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

· знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

· сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

· умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

· умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

· навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 Вокальный ансамбль:

· навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля вокального произведения.

 Хор:

· умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки.

· навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

· сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

· наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

 

 

 

 

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе «Сольное пение (академический вокал)» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно, поступающий, может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения (вокальное произведение под минусовую фонограмму, инструментальное сопровождение или a capella).

Материально-техническая база

Для реализации программы «Сольное пение (академический вокал)» детская школа искусств использует учебные аудитории, специализированные кабинеты и материально-техническую базу, включающую в себя:

- один концертный зал с двумя концертными роялями, пультом и звукотехническим оборудованием, электронное фортепиано, тремя электронными гитарами;

- библиотеку;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «хор» со специализированным оборудованием (роялем).