Образцовый детский коллектив Ансамбль танца «Радость»

Программа «Радость творчества» была разработана с целью сохранения наследия народного сценического танца, возрождения и популяризации народных хореографических традиций в системе дополнительного образования детей. Хореографическое искусство – массовое искусство доступное многим. Занятия хореографией способствуют развитию общей эстетической и танцевальной культуры, танцевальных и музыкальных способностей, общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение. Программа является результатом многолетней работы с детьми и их родителями и отражает реальные потребности социума в танцевально-хореографических образовательных услугах.

Педагоги

Попова Анна Вадимовна,  педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Возможность и готовность ребёнка к обучению хореографии начинается в дошкольном возрасте. Начальный этап обучения является базовым, он закладывает основы двигательной культуры. Работа направлена на формирование и коррекцию осанки, развитие специальных физических навыков (шаг, выворотность, гибкость). На этом этапе обучения дети развиваются физические, совершенствуют двигательные навыки, развиваются способности самовыражения посредством танца. Подбор упражнений данного этапа направлен на развитие мышц, чередуется с игровыми элементами, развивающими музыкальный слух, чувство ритма, двигательную память.

На основном этапе обучения решаются задачи развития творческого потенциала учащихся, совершенствования техники исполнения танца, трюков. Начиная с этого этапа, дети участвуют в концертной деятельности, они получают основу теоретических знаний по хореографии, практические навыки сценической культуры, актёрского мастерства.

На итоговом этапе обучения совершенствуется техника танца, максимально раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их актёрское мастерство, пробуждается интерес к разным формам хореографической профессии.

На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно-постановочной работы нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные движении, максимально раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их актёрское мастерство.

Все занятия по танцу (учебные, репетиционные, постановочные) тесно связаны с музыкальным воспитанием учащихся. Большое внимание на занятии и в постановочной работе уделяется подбору музыкального сопровождения. Вместе с концертмейстером музыкальный репертуар составляется с учётом возрастных особенностей музыкального восприятия учащихся. В музыкальном сопровождении учебных занятий по классическому танцу включаются фрагменты из классической танцевальной музыки.

В музыкальном сопровождении народного танца используются обработки и аранжировки мелодий народных песен, плясок, а так же находят применение профессиональные опусы, написанные в традиционном народном силе. У детей воспитывается понимание жанрового характера музыки (марш, вальс, полонез, полька) и отражение его в движении. Изучение терминов на французском языке. Дети, начиная со второго года обучения, ведут записи в тетрадях. Названия движений записываются в транскрипции.

Начиная с основного этапа обучения, предусмотрено участие детей в концертной деятельности. Пропаганда детского творчества через выступления, творческие отчёты, конкурсы – важная часть образовательного процесса. Объём учебных часов, выделенных на ансамбль используется для постановки танцевальных номеров и является одним из основных направлений в учебно-воспитательном процессе, позволяющий учащимся использовать полученные знания и навыки. В процессе постановочных работ дети приучаются к сотворчеству, у них проявляется инициатива.

Достижение успеха в танце порождает у детей чувство воодушевления, которое в дальнейшем обеспечивает новый ещё более высокий уровень успешной деятельности, что вновь даёт толчок воображению и творчеству. Творческое воображение теснейшим образом связано с логическим мышлением, особенно с такими операциями как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Концертная деятельность учащихся, участие в конкурсах и фестивалях способствует развитию важных психических функций (внимание, мышление, память, воображение), свойств и качеств (самокритичность, рефлексия, волевые качества: целеустремлённость, инициативность).

Воспитание духовно-нравственных качеств личности: дружелюбие, доброта, взаимопомощь, трудолюбие, ответственность, терпение, выдержанность, самообладание, дисциплинированность и др. – приоритетная задача всех этапов программы.

Основной формой организации учебного процесса является обучающие и развивающие занятия в группах и подгруппах, музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование танцевальных способностей каждого ребенка, а так же индивидуальные занятия.

Цели программы

Цель программы - развитие творческих способностей детей через обучение народному хореографическому искусству и их социализация средствами хореографии.

Результат программы

Начальный этап обучения

Учащиеся должны знать:

  • Терминологию движений и основные правила дыхания.
  • Методику исполнения элементов классического и народно-сценического танцев.
  • Схему класса (по А. Вагановой).

Учащиеся должны уметь:

  • Координировать напряжение и расслабление отдельных мышц.
  • Названия движений и их назначение в связи с содержанием программы.
  • Правила поведения в классе.
  • Распределять тяжесть текла на одной и двух ногах.
  • Слушать и воспринимать оттенки в музыке.

Основной этап обучения

Учащиеся должны знать:

  • Терминологию элементов классического, народно-сценического, историко-бытового танцев.
  • Методику исполнения упражнений по заданию педагога.
  • Элементы русского и украинского танцев.

Учащиеся должны уметь:

  • Исполнять трюки соотносимые с их возрастом и возможностями (мальчики).
  • Работать в парах.
  • Ориентироваться на сценических площадках.

Итоговый этап обучения

Учащиеся должны знать:

  • Методику исполнения и терминологию движений.
  • Основные понятия: изоляция, стрейч, арка.

Учащиеся должны уметь:

  • Свободно передвигаться в пространстве.
  • Применять джазовые позиции в партере и в движениях на середине зала.
  • Исполнять дробные движения русского и украинского танцев, присядки и хлопушки.
  • Различать особенности национального характера предлагаемого материала.

Материально-техническая база

Для проведения занятий по хореографии используются:

  • специальный кабинет, оснащённый станками и зеркалами;
  • гимнастические коврики, мячи, скакалки;
  • музыкальный центр, компьютер;
  • различные музыкальные носители (USB-флеш-накопители и диски);
  • методические и дидактические материалы: книги, наглядные пособия, фото- и видеоматериалы.