"Компьютер – мой друг!"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютер – мой друг!» направлена на развитие познавательного интереса младших школьников, их интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств компьютерной техники. Программа способствует развитию логического, алгоритмического и образного мышления обучающихся, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе.

Новизна Программы заключается в том, что помимо теоретических основ компьютерной грамотности учащиеся, прежде всего получают и закрепляют практические навыки работы на компьютере, поскольку именно умение на практике выполнять требуемые задания необходимо в современной жизни. В связи с вышесказанным основной упор в программе делается на практические и лабораторные работы. Еще одним из пунктов новизны данной программы является использование продуктов свободного программного обеспечения, таких как графический исполнитель Кенгуренок (Cangourou) и учебный исполнитель Робот, графические редакторы TuxPaint, Paint.Net  и Gimp, среда программирования Scratch (Скрэтч).

Уже с первых занятий обучающиеся работают на клавиатурном тренажере, чтобы научиться быстро печатать любую информацию («слепой метод печати»), выполняют простейшее форматирование шрифтов и абзацев, учатся создавать таблицы, изучают состав компьютера. Ребята овладевают навыками работы в бесплатных графических редакторах TuxPaint, Paint.Net и Gimp, рисуют открытки к праздникам, учатся с помощью геометрических фигур изображать различных животных, что в свою очередь развивает образное мышление, формирует творческую личность. Дети учатся создавать красочные тематические презентации, которые так нужны в современной школьной жизни и за ее пределами. На наших занятиях мальчишки и девчонки уже в свои 10 лет создадут небольшие программы в доступных для их возраста учебных средах программирования Кенгуренок, Робот и Скрэтч, смогут научить ходить исполнителей Кенгуренок и Робот по определенным маршрутам и в результате получат свои алгоритмы и рисунки, созданные этими исполнителями. 

Педагоги

Воронина Олеся Олеговна, педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория;

Теслина Виктория Викторовна, педагог дополнительного образования.

Расписание

Периодичность в неделю и количество часов: 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного учебного занятия составляет 40 минут.

Содержание программы

Программа рассчитана на 3 года обучения, 220 часов.

1 год обучения – 72 часа, 2-3 года – по 74 часа 

Разделы программы:

  • Компьютер для начинающих.
  • Компьютерная графика. Графический редактор TuxPaint.
  • Алгоритмы и исполнители.
  • Текстовый редактор.
  • Графический редактор Paint.Net. 
  • Повторение: компьютер, его состав. Основы операционной системы.
  • Текстовый редактор WordPad.
  • Работа с презентациями. Тематические проекты.
  • Текстовый редактор Microsoft Word.
  • Растровый графический редактор Gimp.

Цели программы

Формирование информационной компетентности и развитие логического и образного мышления через освоение программных продуктов следующей направленности: текстовые, графические редакторы, учебные программы-исполнители.

Результат программы

В результате освоения программы, обучающиеся будут

знать:

  • технику безопасности при работе на ПК, взаимодействия с устройствами ввода и вывода: мышью, клавиатурой, монитором и принтером;
  • общую структуру ПК (монитор, системный блок, устройства ввода/вывода информации);
  • понятие файл, имя файла, расширение, путь к файлу, дерево каталогов;
  • понятия слайд, стиль и макет презентации, цветовые схемы слайдов;
  • о возможностях и назначении программы Microsoft PowerPoint;
  • об основных возможностях и назначении программы Microsoft Word;
  • о структуре тестового документа и возможности ее редактирования и форматирования;
  • основные понятия и термины разделов текстового редактора;
  • понятия об алгоритмах, способах их представления, исполнителях алгоритмов, системах команд исполнителей;
  • о возможностях и назначении графической среды программирования Кенгуренок;
  • среду Робота: объекты и правила прохождения лабиринта, систему команд Робота и ошибки выполнения команд;
  • о возможностях и назначении среды исполнителя Скретч;
  • виды компьютерной графики;
  • об основных возможностях и назначении графического редактора Gimp, структуру инструментальной оболочки среды Gimp.

Уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • определять виды информации;
  • создавать файлы различных типов; свои папки и выстраивать дерево каталогов;
  • выполнять различные операции с файлами и папками с помощью программы Проводник;
  • решать логические задачи;
  • использовать возможности текстового и графического редакторов для создания творческих работ  (открытки, визитки, рисунки);
  • создавать и оформлять презентации в Microsoft PowerPoint, а также готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме (Microsoft PowerPoint);
  • выделять алгоритмы из повседневной жизни (режим дня, расписание уроков, кулинарные рецепты и т.д.);
  • исполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • составлять последовательности действий для достижения поставленной цели;
  • решать задачи на установление числовых, символьных, буквенных закономерностей и придумывать аналогичные;
  • создавать и решать линейные задачи и алгоритмы с условием и циклом для исполнителей Робот и Скретч;
  • применять простейший графический редактор TuxPaint для создания и редактирования рисунков;
  • выделять фрагменты изображений в графическом редакторе Gimp с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.), перемещать, дублировать, вращать выделенные области, работать со слоями, создавать многослойный документ в Gimp и Paint.Net.

Особые условия проведения

Набор обучающихся по Программе осуществляется на свободной основе.

Группы второго года обучения формируются из обучающихся, переведённых на второй год обучения. При наличии свободных мест возможен приём в эти группы подготовленных обучающихся после собеседования и определения уровня общего развития и интересов ребенка.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, работу с отстающими детьми.

Недостающие умения и навыки часто болеющих обучающихся, восполняются за счет индивидуального подхода и дополнительных занятий.

Материально-техническая база

Оборудование:

  1. Учебный кабинет.
  2. Комплект мебели.
  3. Персональные компьютеры на базе Windows 10, подключенные к серверу.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Принтер.
  6. Интерактивная доска.
  7. Программное обеспечение: Клавиатурный тренажер BabyType, графический редактор Tux Paint, графический исполнитель Кенгуренок, текстовый редактор Блокнот, WordPad, офисный пакет Microsoft Office (PowerPoint, Word), система «Исполнители», исполнитель Робот, среда программирования Scratch, графический редактор Gimp.
  8. Дидактические материалы: наглядный материал, раздаточный материал, мультимедийные средства обучения.
  9. Методические материалы.

Стоимость

Бесплатно