Спортивный туризм (с. Мильково, СОШ № 1)

Спортивный туризм − вид спорта, в основе которого лежат соревнования на дистанциях, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Программа позволяет развить специальные умения и навыки по направлениям спортивный туризм и ориентирование, создаёт условия для развития выносливости, целеустремленности, способности преодолевать трудности.

Многогранная подготовка спортсменов-туристов позволяет им участвовать в соревнованиях не только по основной дисциплине «дистанция − пешеходная», но и участвовать в спортивных соревнованиях по «смежным» видам спорта: спортивное ориентирование, лыжный туризм, дистанции комбинированные, поисково-спасательные работы, горный туризм.

 

Педагоги

Слободчиков Михаил Иванович,

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Спортивный судья 3 категории по виду спорта «спортивный туризм» (2017 г.). За значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд награжден Почётной грамотой министерства образования Российской Федерации (2010 г.), за личный вклад в работу по патриотическому воспитанию, проявление патриотизма в общественной и трудовой деятельности – памятной медалью «Патриот России» (2015 г.)

Содержание программы

Программа включает изучение таких разделов, как:

- туристская подготовка;

- топография и ориентирование;

- судейская практика;

- техническая и тактическая подготовка туриста;

- общая и специальная физическая подготовка.

Цели программы

Цель обучения

Создание условий для воспитания туристов-спортсменов с навыками спортивного ориентирования, обладающих хорошими физическими данными, высокими морально-этическими качествами, обладающих знаниями природных и культурных особенностей своего края.

Задачи обучения

Образовательные

· сформировать комплекс специальных знаний и умений по спортивному туризму и ориентированию;

· научить правильности оценки своих сил и возможностей в любой нестандартной ситуации (на дистанции);

· познакомить с правилами поведения в критических ситуациях;

· познакомить учащихся с правилами судейства и отработать навыки судейства на соревнованиях по спортивному туризму;

· выработать умения быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, принимать самостоятельные решения;

· научить применять специальные приемы спортивного ориентирования на местности;

· изучить природные особенности родного края и своей страны.

Воспитательные

· сформировать знания о спортивной этике и общечеловеческих ценностях: верности, чести, человеческого достоинства;

· воспитать морально-волевые качества: чувство товарищества, взаимовыручки, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, умение нести ответственность за свои поступки;

· прививать чувство ответственности при исполнении взятой на себя роли в команде;

· расширить общую культуры и кругозор;

· формировать положительное отношение к труду, обществу, самому себе.

Развивающие

· развивать чувство сплоченности и коллективизма;

· способность развитию адекватной самооценке личности, саморегуляции поведения и деятельности;

· развивать внимание, выдержку дисциплинированность;

· развивать физические качества: силу, выносливость, гибкость, ловкость.

Результат программы

Первый год обучения

В результате учащиеся смогут:

· правильно вязать и использовать на практике основные туристские узлы;

· использовать страховочную систему;

· применять на практике способы передвижения по различным переправам, а также преодолевать препятствия при помощи специального снаряжения;

· осуществлять страховку и сопровождение;

· участвовать в соревнованиях по спортивному туризму, по результатам которых будет присвоено не ниже 3 юношеского разряда;

· применять приобретенные компетенции в условиях соревнований «Школа безопасности», «Юный спасатель».

Второй год обучения

В результате учащиеся будут знать:

· нормативные основы спорта, детско-юношеского туризма, необходимых для выступления на соревнованиях на туристских дистанциях и безопасности путешествий;

В результате учащиеся смогут:

· использовать на практике основные понятия ориентирования: стороны света, азимут, координаты, условные знаки, масштаб, рельеф, компас и его устройство, типы схем, виды дистанций, тактика прохождения дистанций;

· применять приобретенные компетенции в условиях соревнований «Школа безопасности», «Юный спасатель»;

· участвовать в соревнованиях по спортивному туризму, по результатам которых будет присвоено не ниже 1 юношеского разряда;

Третий год обучения

В результате учащиеся смогут:

· «читать» разные типы карт, готовить карты и описания к походу;

· внимательно относиться к своему здоровью, гигиене и питанию;

· бережно и уважительно относиться друг к другу;

· усовершенствовать спортивные навыки;

· развить волевые способности и самостоятельность;

· участвовать в соревнованиях по спортивному туризму, по результатам которых будет присвоено не ниже 3 спортивного разряда;

· применять приобретенные компетенции в условиях соревнования «Школа безопасности», «Юный спасатель».

Особые условия проведения

Отсутствие противопоказаний к занятиям спортивным туризмом (подтверждается справкой).

Материально-техническая база

Занятия проводятся в специально оборудованном спортивном зале.