- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Спортивный туризм
- Спортивный туризм (г. Петропавловск-Камчатский, Гимназия № 39)
Рекомендуем посмотреть
Спортивный туризм (г. Петропавловск-Камчатский, Гимназия № 39)
Спортивный туризм − вид спорта, в основе которого лежат соревнования на дистанциях, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Программа позволяет развить специальные умения и навыки по направлениям спортивный туризм и ориентирование, создаёт условия для развития выносливости, целеустремленности, способности преодолевать трудности.
Многогранная подготовка спортсменов-туристов позволяет им участвовать в соревнованиях не только по основной дисциплине «дистанция − пешеходная», но и участвовать в спортивных соревнованиях по «смежным» видам спорта: спортивное ориентирование, лыжный туризм, дистанции комбинированные, поисково-спасательные работы, горный туризм.
Педагоги
Литвинов Александр Леонидович, педагог дополнительного образования
Спортивный судья третьей категории по виду спорта «спортивный туризм» ( с 2018 г.). Имеет туристский опыт – более 10 лет является участником «Камчатский клуб туристов имени Глеба Травина». Неоднократно совершал походы I, II категории сложности по лыжному, пешеходному и водному туризму в качестве участника группы. В 2018 году совершил лыжный поход 6 категории сложности в составе группы под руководством К. А. Лангбурда.
Содержание программы
Программа включает изучение таких разделов, как:
- туристская подготовка;
- топография и ориентирование;
- судейская практика;
- техническая и тактическая подготовка туриста;
- общая и специальная физическая подготовка.
Цели программы
Цель обучения
Создание условий для воспитания туристов-спортсменов с навыками спортивного ориентирования, обладающих хорошими физическими данными, высокими морально-этическими качествами, обладающих знаниями природных и культурных особенностей своего края.
Задачи обучения
Образовательные
· сформировать комплекс специальных знаний и умений по спортивному туризму и ориентированию;
· научить правильности оценки своих сил и возможностей в любой нестандартной ситуации (на дистанции);
· познакомить с правилами поведения в критических ситуациях;
· познакомить учащихся с правилами судейства и отработать навыки судейства на соревнованиях по спортивному туризму;
· выработать умения быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, принимать самостоятельные решения;
· научить применять специальные приемы спортивного ориентирования на местности;
· изучить природные особенности родного края и своей страны.
Воспитательные
· сформировать знания о спортивной этике и общечеловеческих ценностях: верности, чести, человеческого достоинства;
· воспитать морально-волевые качества: чувство товарищества, взаимовыручки, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, умение нести ответственность за свои поступки;
· прививать чувство ответственности при исполнении взятой на себя роли в команде;
· расширить общую культуры и кругозор;
· формировать положительное отношение к труду, обществу, самому себе.
Развивающие
· развивать чувство сплоченности и коллективизма;
· способность развитию адекватной самооценке личности, саморегуляции поведения и деятельности;
· развивать внимание, выдержку дисциплинированность;
· развивать физические качества: силу, выносливость, гибкость, ловкость.
Результат программы
Первый год обучения
В результате учащиеся смогут:
· правильно вязать и использовать на практике основные туристские узлы;
· использовать страховочную систему;
· применять на практике способы передвижения по различным переправам, а также преодолевать препятствия при помощи специального снаряжения;
· осуществлять страховку и сопровождение;
· участвовать в соревнованиях по спортивному туризму, по результатам которых будет присвоено не ниже 3 юношеского разряда;
· применять приобретенные компетенции в условиях соревнований «Школа безопасности», «Юный спасатель».
Второй год обучения
В результате учащиеся будут знать:
· нормативные основы спорта, детско-юношеского туризма, необходимых для выступления на соревнованиях на туристских дистанциях и безопасности путешествий;
В результате учащиеся смогут:
· использовать на практике основные понятия ориентирования: стороны света, азимут, координаты, условные знаки, масштаб, рельеф, компас и его устройство, типы схем, виды дистанций, тактика прохождения дистанций;
· применять приобретенные компетенции в условиях соревнований «Школа безопасности», «Юный спасатель»;
· участвовать в соревнованиях по спортивному туризму, по результатам которых будет присвоено не ниже 1 юношеского разряда;
Третий год обучения
В результате учащиеся смогут:
· «читать» разные типы карт, готовить карты и описания к походу;
· внимательно относиться к своему здоровью, гигиене и питанию;
· бережно и уважительно относиться друг к другу;
· усовершенствовать спортивные навыки;
· развить волевые способности и самостоятельность;
· участвовать в соревнованиях по спортивному туризму, по результатам которых будет присвоено не ниже 3 спортивного разряда;
· применять приобретенные компетенции в условиях соревнования «Школа безопасности», «Юный спасатель».
Особые условия проведения
Отсутствие противопоказаний к занятиям спортивным туризмом (подтверждается справкой).
Материально-техническая база
Занятия проводятся в специально оборудованном спортивном зале.