- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Прочее
- «Гуманитарная школа»
«Гуманитарная школа»
- (2)
Программа дополняет и развивает школьную Программу по истории (дополняет и развивает темы по культуре, праву, религиоведению и краеведению). Однако предлагаемая Программа гораздо шире по объему материала, включает в себя элементы программы по Мировой художественной культуре, которая не изучается в школе, в то же время существенно отличается от последней, что видно даже из названия Программы. Кроме того, имеется практическая часть, которая в общеобразовательных программах не предусмотрена совсем.
В современных условиях Программа очень актуальна, ее новизна в системе дополнительного образования бесспорна. Программа стимулирует познавательную деятельность, развивает творческие способности, способствует знакомству с гуманитарными специальностями, организации полезного досуга, и, самое главное, уменьшает дефицит гуманитарного знания.
Педагог имеет большой стаж преподавания истории в общеобразовательных школах, во всем чувствуется глубокая эрудиция преподавателя, обширные познания во всех гуманитарных сферах.
Педагоги
Воропаева Лилия Алексеевна.
Содержание программы
1 год обучения (5 класс, 11 лет)
Первый раздел: Первобытные люди; Этапы развития человечества и человека; В книжном царстве – государстве; Повседневная жизнь первобытных людей; Духовная жизнь первобытных людей; Экскурсия в музей.
Раздел 2: Древние люди; Переход человека от дикости и варварства к цивилизации; В книжном царстве – государстве; Древние цивилизации; Повседневная жизнь древних людей; Духовная жизнь древних людей.
Раздел З: Заключение; Вклад древних народов в мировую культуру; Итоговое тестирование.
2 год обучения (6 класс, 12 лет)
Раздел 1: Исторические условия развития духовной культуры средневековья; Падение Западной Римской империи; Развитие феодализма. Основные центры средневековых цивилизаций.
Раздел 2: Религиозная культура средневековья; Духовные основы средневековой цивилизации; Средневековая философия; Средневековый университет; Средневековые мифы, легенды, сказки; Средневековое право; Средневековое искусство.
Раздел 3: Светская культура средневековья; Народная культура; Рыцарская культура; Светское искусство.
Раздел 4: Заключение; Средневековая картина мира и средневековая система ценностей; Итоговое тестирование; В книжном царстве – государстве.
Третий год обучения (7 класс, 13 лет)
Раздел 1: Сущность переходного периода; Переход от средневековья к новому времени; Изменения в повседневной жизни людей переходного периода.
Раздел 2: Духовная жизнь людей переходного времени; Основные идеи переходного периода; Основные стили и направления в искусстве; Знаменитые музеи и объекты.
Раздел 3: Заключение; Духовное наследие XVI – XVIII вв. и современность; Итоговое тестирование; В книжном царстве – государстве.
Четвертый год обучения (8 класс, 14 лет)
Раздел 1: Сущность нового времени; Рождение индустриальной цивилизации; Изменения в повседневной жизни.
Раздел 2: Духовная культура нового времени; Крушение прежних кумиров; Искусство Основные стили и направления; Знаменитые музеи и объекты.
Раздел 3: Заключение; Духовное наследие XIX века и современность; Итоговое тестирование; В книжном царстве-государстве.
Пятый год обучения (9 класс, 15 лет)
Раздел 1: Особенности новейшего времени; Важнейшие события, определившие духовный облик новейшего времени; Творцы новейшей истории; Модернизация как определяющий фактор развития мира; Основные цивилизационные зоны мира.
Раздел 2: Духовная культура новейшего времени; Философия; Просвещение; Интернет; Право; Искусство; Повседневная жизнь.
Раздел 3: Заключение; Мировоззрение эпохи; Итоговое тестирование; В книжном царстве-государстве.
Шестой год обучения (10 класс, 16 лет)
Раздел 1: Начало; Первобытные люди на территории нашей страны и их культура.
Раздел 2: Наша традиционная культура; Язычество восточных славян; Культура Киевской Руси; Культура периода феодальной раздробленности; Культура XIV-XV вв; Культура XVI века; Культура XVII века.
Раздел 3: Культура и модернизация; Культура XVIII века.
Раздел 4: "Золотой век" российской культуры; Культура первой половины XIX века; Культура второй половины XIX века.
Раздел 5: Заключение; Вклад России в мировую культуру; Контрольная аттестация; В книжном царстве-государстве.
Седьмой год обучения (11 класс, 17 лет)
Раздел 1: Введение.
Раздел 2: "Серебряный век" российской культуры; Культура конца XIX - начала XX века.
Раздел 3: Быстрым шагом, смелым зигзагом; Культура нашей страны в период тоталитаризма (20-80 г.г. XX в.).
Раздел 4: Рождение новой культуры; Отечественная культура на современном этапе.
Раздел 5: Заключение; Вклад России в мировую культуру; В книжном царстве-государстве; Итоговая аттестация.
Цели программы
Цель программы – дать дополнительное гуманитарное образование в области духовной культуры человечества с древних времён до нашего времени, что позволяет уменьшить дефицит гуманитарного знания у ребят и приобщить их к духовным ценностям, накопленных человечеством, причём сделать это в системе.
Результат программы
1 год обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать:
1. Каково содержание гуманитарного образования и в чем его важность.
2. Какие есть гуманитарные науки и что они изучают
З. Чем человек отличается от животного и что такое дикий человек, человек – варвар и цивилизованный человек.
4. Какие вечные вопросы ставили люди в древности и как они на них отвечали.
5. Каковы основные достижения духовной культуры первобытных и древних людей.
В результате изучения данного материала учащиеся должны уметь:
1. Узнавать наиболее выдающиеся шедевры, созданные в древности.
2. Работать с дополнительной и справочной литературой.
В результате изучения данного материала учащиеся должны принять участие (по выбору)
1.В подготовке и проведении одного мероприятия,
2.В изготовлении какой-либо творческой работы (индивидуальной, групповой или коллективной)
2 год обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать:
1. Хронологические рамки средневековья.
2. Основы буддизма, христианства и ислама.
3. Основные достижения духовной культуры средневековья:
- важнейшие идеи;
- основные стили и направления;
- шедевры искусства и их авторов;
- общечеловеческое содержание шедевров разных народов.
В результате изучения данного материала учащиеся должны уметь:
1. Узнавать наиболее выдающиеся шедевры средневекового искусства и определять цивилизацию (народ) их создавшие.
2. Выделять общечеловеческое содержание в духовной культуре различных народов.
В результате изучения данного материала учащиеся должны принять участие (по выбору)
1.В подготовке и проведении одного мероприятия,
2.В изготовлении какой-либо творческой работы (индивидуальной, групповой или коллективной)
3 год обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать:
1. Хронологические рамки перехода от средневековья к новому времени.
2. Основные события, явления и процессы, определившие новое время.
3. Основные достижения духовной культуры нового времени:
а) основные идеи;
б) основные жанры, направления и стили в искусстве.
в) выдающихся деятелей и их творения.
В результате изучения данного материала учащиеся должны уметь:
1. Распознавать жанры художественных произведений
2. Распознавать стили художественных произведений
3. Узнавать наиболее выдающиеся шедевры переходного времени.
4. Видеть осуществление идей переходного времени в современную эпоху.
5. Различать ценности традиционного и индустриального общес4ва.
В результате изучения данного материала учащиеся должны принять участие (по выбору)
1. В подготовке и проведении одного мероприятия,
2. В изготовлении какой-либо творческой работы (индивидуальной, групповой или коллективной)
4 год обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать:
1. Сущность нового времени.
2. Основные достижения культуры нового времени.
а) основные идеи;
б) основные направления и стили в искусстве.
в) выдающихся деятелей и их творения.
В результате изучения данного материала учащиеся должны уметь:
1. Распознавать жанры художественных произведений
2. Распознавать стили художественных произведений
3. Узнавать наиболее выдающиеся шедевры нового времени.
4. Находить осуществление идей нового времени в современную эпоху.
В результате изучения данного материала учащиеся должны принять участие (по выбору)
1. В подготовке и проведении одного мероприятия,
В изготовлении какой-либо творческой работы (индивидуальной, групповой или коллективной)
Особые условия проведения
Ведущей идеей программы курса «Духовная культура человечества», его принципиальным отличием от других является то, что в курсе изучаются основы наук, оставшиеся вне поля зрения общеобразовательной школы. Таких как: философия, логика, эстетика, краеведение и история культуры. Именно поэтому такая форма работы как совместные уроки с учителями гуманитарного цикла в школе, особенно эффективна. Во время таких уроков используются как традиционные формы обучения, так и нетрадиционные – применение компьютерных технологий, интернета, организация новых форм внеклассной работы.
Таким образом, данная программа способствует решению основных задач учебно-воспитательного процесса, помогает учителям общеобразовательных учреждений Мильковского района в решении актуальных учебно-воспитательных задач. На протяжении семилетнего изучения курса у ребят формируются навыки самообразования и самовоспитания, развивается творческий потенциал личности, процесс духовно-нравственного воспитания становится непрерывным и систематическим, он приучает ученика к самовоспитанию и самокоррекции мыслей, чувств, поведения и поступков.
Материально-техническая база
1. Кабинет,
2. Компьютеры (2) и ноутбук,
3. Интерактивная доска,
4. Проектор,
5. Библиотека (подборка книг с информационным и иллюстративным материалом),
6. DVD по программным темам,
7. Компьютерные программы,
8. Журналы «Великие имена», «Весёлый затейник», «Весёлые игры», «QEO-лёнок» «Детская коллекция идей», «Искусство в школе», «Основы государства и права», «Преподавание истории и обществознания в школе», «Пятнашки», «Родина», «Художественная галерея», «Юный эрудит», «Эскиз», «Я вхожу в мир искусства»,
9. Мои собственные разработки: планы, конспекты, сценарии, таблицы, раздаточный материал, карточки, тесты, викторины, наглядные пособия, макеты, головоломки, фото-бюллетени и т.п.,
10. Пособия, изготовленные учениками: аппликации, игры, компьютерные интерактивные игры, макеты, панно, презентации, работы оригинального жанра, рисунки.