- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Прочее
- Юные туристы-спасатели (г. Петропавловск-Камчатский, СОШ № 1)
Рекомендуем посмотреть
Юные туристы-спасатели (г. Петропавловск-Камчатский, СОШ № 1)
Туристско-спасательская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родины, приобретению навыков самостоятельной и командной деятельности.
Программа разработана для получения учащимися основных навыков туристской и спасательской деятельности, ориентирована на комплексную физическую и спортивную подготовку и позволяет учащимися освоить необходимые знания, умения и навыки, а также получить необходимый спортивный опыт для участия в межрегиональных соревнованиях «Школа безопасности» и межрегиональном полевом лагере «Юный спасатель».
Программа позволяет осуществить поэтапную подготовку учащихся к межрегиональным соревнованиям «Школа безопасности» и межрегиональному полевому лагерю «Юный спасатель» в течение 3 учебных лет и включает преимущественно практические занятия. Основой подготовки первого года обучения является общая физическая и туристско-краеведческая подготовка, спасательский блок имеет ознакомительный характер. На втором году обучения спасательский блок расширяется, а к третьему году обучения снижается количество часов на физическую и туристско-краеведческую подготовку и ведется преимущественно спасательская подготовка.
Педагоги
Сердюк Анна Сергеевна.
Призер краевого конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2012». За значительный вклад в развитие туристско-краеведческой деятельности среди учащихся, гражданского воспитания подрастающего поколения и добросовестный труд награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2008 г.).За активное участие в организации и проведении межрегиональных соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель» награждена Медалью МЧС России «За пропаганду спасательного дела» (2009 г.), Почетной грамотой МЧС России (2010 г.). Лауреат XI и XII Всероссийских конкурсов учебных и методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками в номинации «Методическое пособие» (2013, 2015 гг.).
Содержание программы
Программа предусматривает изучение следующих разделов:
- Основы спасательской подготовки;
- Спортивный туризм;
- Общая физическая подготовка;
- Школа безопасности;
- Основы туристской подготовки;
- Основы ориентирования.
Основой подготовки первого года обучения является общая физическая и туристско-краеведческая подготовка, спасательский блок имеет ознакомительный характер. На втором году обучения спасательский блок расширяется, а к третьему году обучения снижается количество часов на физическую и туристско-краеведческую подготовку и ведется преимущественно спасательская подготовка.
Цели программы
Цель обучения – создание условий для воспитания учащихся, обладающих хорошими физическими данными, знаниями о чрезвычайных ситуациях, правилах действий в них, умеющих безопасно осуществлять свою деятельность в условиях природной среды.
Задачи программы:
– сформировать у учащихся знания, умения и навыки по направлениям: основы туристской подготовки, поисково-спасательные работы в условиях природной среды, поисково-спасательные работы в условиях ЧС техногенного характера, пожарно-тактическая подготовка, полоса препятствий;
– сформировать у учащихся навык командной работы и решения ситуационных задач.
Результат программы
Первый год обучения
1. Введение
Должен иметь представление:
♦ о 3 спасательных формированиях Камчатского края;
♦ о режимах работы спасателей и пожарных (повседневная деятельность – дежурства и самоподготовка; спасательные работы – выезды на спасательные работы, проживание в полевых условиях; соревнования);
♦ о режимах работы подразделений (повседневная деятельность, режим повышенной готовности, режим ЧС);
♦ о средствах спасения человека, включая автомобильную и мототехнику;
♦ о направлениях подготовки пожарного и спасателя (физическая подготовка, профессиональная подготовка);
♦ о личностных качествах пожарного и спасателя.
2. Спортивный туризм
Должен знать
♦ не менее 6 узлов, включенных в Регламент проведения соревнований по спортивному туризму;
♦ устройство карабина и назначение страховочной системы;
♦ основные способы звуковой сигнализации на дистанции («на самостраховке», «на страховке», «свободно», «страховка готова?», «готова»);
♦ туристское снаряжение (жумар, восьмерка, веревка, прусик, блок, карабин, каска, рюкзак, туристский коврик);
♦ виды перил (вертикальные, горизонтальные, параллельные);
♦ этапы дистанции 1 класса в закрытых помещениях, в природной среде;
♦ способы страховки и самостраховки на этапах дистанции 1 класса на искусственном рельефе, в природной среде;
♦ способы преодоления этапов на дистанциях 1 класса в на искусственном рельефе, в природной среде.
Должен уметь
♦ вязать не менее 6 узлов;
♦ маркировать веревку длиной до 20 метров;
♦ надевать и блокировать индивидуальную страховочную систему, подбирать длину концов самостраховки;
♦ подниматься по вертикальным перилам на 4 метра с применением 1 или 2 жумаров и групповой страховки;
♦ осуществлять спуск по вертикальным перилам при помощи ФСУ «восьмерка» с групповой страховкой;
♦ преодолевать дистанции 1 класса в природной среде и в закрытых помещениях.
3. Школа безопасности
Должен знать
♦ Этапы дистанции «Полоса препятствий»;
♦ способы преодоления этапов дистанции «Полоса препятствий»;
♦ способы страховки и самостраховки на этапах дистанции «Полоса препятствий».
Должен уметь
♦ преодолевать этапы дистанции «Полоса препятствий»;
♦ осуществлять самостраховку на этапах дистанции «Полоса препятствий».
4. Основы туристской подготовки
Должен знать
♦ технику передвижения в походе;
♦ режим похода;
♦ правила безопасного поведения в походе в составе группы;
♦ меры безопасности в походе в случае ухудшения погодных условий, встречи с дикими животными, ухудшения самочувствия;
♦ не менее 4 продуктов из рациона туриста в походе выходного дня;
♦ телефоны спасательной службы.
Должен уметь
♦ передвигаться с рюкзаком по пересечённой местности непрерывно в течение 30-35 минут в пешем походе и 15-20 минут в лыжном;
♦ самостоятельно укладывать рюкзак, регулировать его по спине, осуществлять элементарный ремонт с помощью взрослого;
♦ подбирать одежду и обувь для совершения похода в зависимости от погоды и сезона, ухаживать за своими вещами;
♦ самостоятельно собирать сушняк, дрова, укладывать и разводить костёр, самостоятельно тушить;
♦ ставить группу на учет и снимать с учета в поисково-спасательном отряде;
♦ осуществлять простой ремонт туристского снаряжения с помощью инструктора;
♦ делать творческий отчет о походе в составе творческой группы.
5. Основы ориентирования
Должен иметь представление:
♦ способах изображения земной поверхности;
♦ об условных знаках на спортивной карте и схеме;
♦ об обозначении на карте масштаба;
♦ о правилах соревнований по спортивному ориентированию.
Должен уметь
♦ сличать схему с местностью;
♦ проходить дистанцию в заданном направлении по схеме, состоящую из 5 контрольных пунктов на площади 500 м2.
Особые условия проведения
Основная медицинская группа для занятий физической культурой. Для участия в соревнованиях по спортивному туризму и подготовки к ним необходима справка об отсутствии противопоказаний к занятиям данным видом спорта.
Материально-техническая база
Для реализации данной программы желательно оборудовать спортивный зал. В зале предусмотреть прочные точки крепления веревок. По возможности, установить стенд с зацепами. В природной среде (за пределами школы) при выборе места для тренировок необходимо предусмотреть наличие следующих факторов: поляны или редкого леса для проведения разминки и ОФП, также желательно наличие склонов и небольшая водная преграда, которая еще больше разнообразит практическое занятие.
Теоретические занятия проводятся в аудитории, оборудованной мультимедийным проектором, экраном.