Юные туристы-спасатели (г. Петропавловск-Камчатский, СОШ № 1)

Туристско-спасательская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родины, приобретению навыков самостоятельной и командной деятельности.

Программа разработана для получения учащимися основных навыков туристской и спасательской деятельности, ориентирована на комплексную физическую и спортивную подготовку и позволяет учащимися освоить необходимые знания, умения и навыки, а также получить необходимый спортивный опыт для участия в межрегиональных соревнованиях «Школа безопасности» и межрегиональном полевом лагере «Юный спасатель».

Программа позволяет осуществить поэтапную подготовку учащихся к межрегиональным соревнованиям «Школа безопасности» и межрегиональному полевому лагерю «Юный спасатель» в течение 3 учебных лет и включает преимущественно практические занятия. Основой подготовки первого года обучения является общая физическая и туристско-краеведческая подготовка, спасательский блок имеет ознакомительный характер. На втором году обучения спасательский блок расширяется, а к третьему году обучения снижается количество часов на физическую и туристско-краеведческую подготовку и ведется преимущественно спасательская подготовка.

Педагоги

Сердюк Анна Сергеевна.

Призер краевого конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2012». За значительный вклад в развитие туристско-краеведческой деятельности среди учащихся, гражданского воспитания подрастающего поколения и добросовестный труд награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2008 г.).За активное участие в организации и проведении межрегиональных соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель» награждена Медалью МЧС России «За пропаганду спасательного дела» (2009 г.), Почетной грамотой МЧС России (2010 г.). Лауреат XI и XII Всероссийских конкурсов учебных и методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками в номинации «Методическое пособие» (2013, 2015 гг.).

Содержание программы

Программа предусматривает изучение следующих разделов:

- Основы спасательской подготовки;

- Спортивный туризм;

- Общая физическая подготовка;

- Школа безопасности;

- Основы туристской подготовки;

- Основы ориентирования.

Основой подготовки первого года обучения является общая физическая и туристско-краеведческая подготовка, спасательский блок имеет ознакомительный характер. На втором году обучения спасательский блок расширяется, а к третьему году обучения снижается количество часов на физическую и туристско-краеведческую подготовку и ведется преимущественно спасательская подготовка.

 

Цели программы

Цель обучения – создание условий для воспитания учащихся, обладающих хорошими физическими данными, знаниями о чрезвычайных ситуациях, правилах действий в них, умеющих безопасно осуществлять свою деятельность в условиях природной среды.

Задачи программы:

– сформировать у учащихся знания, умения и навыки по направлениям: основы туристской подготовки, поисково-спасательные работы в условиях природной среды, поисково-спасательные работы в условиях ЧС техногенного характера, пожарно-тактическая подготовка, полоса препятствий;

– сформировать у учащихся навык командной работы и решения ситуационных задач.

Результат программы

Первый год обучения

1. Введение

Должен иметь представление:
♦ о 3 спасательных формированиях Камчатского края;

♦ о режимах работы спасателей и пожарных (повседневная деятельность – дежурства и самоподготовка; спасательные работы – выезды на спасательные работы, проживание в полевых условиях; соревнования);

♦ о режимах работы подразделений (повседневная деятельность, режим повышенной готовности, режим ЧС);

♦ о средствах спасения человека, включая автомобильную и мототехнику;

♦ о направлениях подготовки пожарного и спасателя (физическая подготовка, профессиональная подготовка);

♦ о личностных качествах пожарного и спасателя.

2. Спортивный туризм

Должен знать
♦ не менее 6 узлов, включенных в Регламент проведения соревнований по спортивному туризму;

♦ устройство карабина и назначение страховочной системы;

♦ основные способы звуковой сигнализации на дистанции («на самостраховке», «на страховке», «свободно», «страховка готова?», «готова»);

♦ туристское снаряжение (жумар, восьмерка, веревка, прусик, блок, карабин, каска, рюкзак, туристский коврик);

♦ виды перил (вертикальные, горизонтальные, параллельные);

♦ этапы дистанции 1 класса в закрытых помещениях, в природной среде;

♦ способы страховки и самостраховки на этапах дистанции 1 класса на искусственном рельефе, в природной среде;

♦ способы преодоления этапов на дистанциях 1 класса в на искусственном рельефе, в природной среде.
Должен уметь
♦ вязать не менее 6 узлов;

♦ маркировать веревку длиной до 20 метров;

♦ надевать и блокировать индивидуальную страховочную систему, подбирать длину концов самостраховки;

♦ подниматься по вертикальным перилам на 4 метра с применением 1 или 2 жумаров и групповой страховки;

♦ осуществлять спуск по вертикальным перилам при помощи ФСУ «восьмерка» с групповой страховкой;

♦ преодолевать дистанции 1 класса в природной среде и в закрытых помещениях.


3. Школа безопасности

Должен знать

♦ Этапы дистанции «Полоса препятствий»;

♦ способы преодоления этапов дистанции «Полоса препятствий»;

♦ способы страховки и самостраховки на этапах дистанции «Полоса препятствий».
Должен уметь
♦ преодолевать этапы дистанции «Полоса препятствий»;

♦ осуществлять самостраховку на этапах дистанции «Полоса препятствий».

4. Основы туристской подготовки

Должен знать

♦ технику передвижения в походе;

♦ режим похода;

♦ правила безопасного поведения в походе в составе группы;

♦ меры безопасности в походе в случае ухудшения погодных условий, встречи с дикими животными, ухудшения самочувствия;

♦ не менее 4 продуктов из рациона туриста в походе выходного дня;

♦ телефоны спасательной службы.
Должен уметь
♦ передвигаться с рюкзаком по пересечённой местности непрерывно в течение 30-35 минут в пешем походе и 15-20 минут в лыжном;

♦ самостоятельно укладывать рюкзак, регулировать его по спине, осуществлять элементарный ремонт с помощью взрослого;

♦ подбирать одежду и обувь для совершения похода в зависимости от погоды и сезона, ухаживать за своими вещами;

♦ самостоятельно собирать сушняк, дрова, укладывать и разводить костёр, самостоятельно тушить;

♦ ставить группу на учет и снимать с учета в поисково-спасательном отряде;

♦ осуществлять простой ремонт туристского снаряжения с помощью инструктора;

♦ делать творческий отчет о походе в составе творческой группы.


5. Основы ориентирования

Должен иметь представление:

♦ способах изображения земной поверхности;

♦ об условных знаках на спортивной карте и схеме;

♦ об обозначении на карте масштаба;

♦ о правилах соревнований по спортивному ориентированию.
Должен уметь
♦ сличать схему с местностью;

♦ проходить дистанцию в заданном направлении по схеме, состоящую из 5 контрольных пунктов на площади 500 м2.

Особые условия проведения

Основная медицинская группа для занятий физической культурой. Для участия в соревнованиях по спортивному туризму и подготовки к ним необходима справка об отсутствии противопоказаний к занятиям данным видом спорта.

Материально-техническая база

Для реализации данной программы желательно оборудовать спортивный зал. В зале предусмотреть прочные точки крепления веревок. По возможности, установить стенд с зацепами. В природной среде (за пределами школы) при выборе места для тренировок необходимо предусмотреть наличие следующих факторов: поляны или редкого леса для проведения разминки и ОФП, также желательно наличие склонов и небольшая водная преграда, которая еще больше разнообразит практическое занятие.

Теоретические занятия проводятся в аудитории, оборудованной мультимедийным проектором, экраном.