Юные музееведы (г. Петропавловск-Камчатский, СОШ № 41)

Музей является уникальным социальным институтом, своеобразной моделью системы культуры, играющей огромную роль в воспитании личности. Для развития, обучения и воспитания младших школьников исключительно важна связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, младшие школьники приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется понимание необходимости сохранять для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Учащиеся расширяют кругозор, овладевают знаниями по музееведению, истории и географии родного края, основам туризма.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от сбора предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску, освоению начальных туристских навыков, необходимых для экспедиционной работы музейщика, − всё это ведет к овладению элементарными навыками основ музейной работы.

Таким образом, программа направлена на комплексное решение вопросов развития, обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туристско-экскурсионной, краеведческой и музейной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как решаются не только образовательные задачи − усвоение музееведческих и краеведческих знаний, при этом осуществляются задачи воспитания просвещенной личности, формирования нравственных качеств, таких как: патриотизм, гражданственность, воспитание общей культуры.

Занятия по программе способствуют формированию навыков здорового образа жизни.

Программа имеет ознакомительно-познавательный характер, реализуется в течение двух учебных лет − с октября по июнь. Программа открывает дополнительные возможности для интеграции дополнительного и общего образования: проведения уроков «Окружающий мир» на базе школьного музея. При реализации программы активно применяются интерактивные методы обучения.

Одна из отличительных особенностей программы заключается в том, что она рассчитана на занятия с детьми младшего школьного возраста в условиях, когда имеющиеся программы по музееведению ориентированы на средний и старший школьный возраст.

Эффективность занятий по программе обусловлена тем, что они проводятся преимущественно в помещении школьного музея с использованием музейных экспонатов и экспозиций. В рамках программы осуществляется обучение основам собирательской и научно-исследовательской деятельности. Обучение работе с музейными экспонатами, практическим навыкам деятельности экскурсовода имеет прикладной характер – экспонаты музея собраны, описаны, инвентаризованы школьниками.

Практические занятия проводятся в форме экскурсий, походов, краеведческой практики, в ходе которых ребята получают основы туристских навыков.

В программу включена общая физическая подготовка учащихся, способствующая их физическому развитию, формированию установок здорового образа жизни.

Таким образом, программа «Юные музееведы» включает освоение учащимися комплекса начальных теоретических и практических знаний и навыков в области музейного дела, краеведения и туризма, рассчитана на интеграцию с общеобразовательными предметами.

Педагоги

Зайковская Татьяна Станиславовна,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Руководитель Комплексного историко-краеведческого музея. Ведет исследовательскую работу, результаты которой ежегодно представляет на научно-практической конференции «Крашенинниковские чтения». Методические рекомендации «Организация работы учащихся над экологическим проектом в объединении туристско-краеведческой направленности на примере разработки проекта «Камчатским сивучам нужна помощь!» признана лауреатом в краевом конкурсе методических материалов. Награждена дипломом лауреата муниципального конкурса педагогических достижений «Учитель года – 2016» в номинации «Сердце отдаю детям». За значительные успехи в организации и совершенствовании работы по дополнительному образованию детей и подростков, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в развитие воспитательного процесса, многолетний плодотворный труд и большой вклад в развитие системы дополнительного образования детей награждена Почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации (2002 г., 2008 г.). Награждена памятным знаком «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма» (Центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования Российской Федерации" (2004 г.)

Содержание программы

1 год обучения

I. Музееведение

1. Введение в музееведение
2. Роль музея в жизни человека
3. Из истории музейного дела
4. Коллекционирование
5. Виды деятельности школьного музея

II. Краеведение

1.География Камчатского края
2. История Камчатского края
3. История г. Петропавловска-Камчатского
4. Животный мир Камчатского края. Охрана животных. Красная книга
5. Растительный мир Камчатского края
6. Известные люди в истории Камчатского края – встречи, сбор материалов
7. История семьи. Родословие

III. Научно-исследовательская работа с экспонатами школьного музее

1. Что такое исследовательская работа?
2. Знакомство с фондом школьного музея
3. Знакомство с ведением книги поступлений
4. Знакомство с правилами содержания экспонатов школьного музея
5. Правила оформления экспонатов и табличек к ним
6. Правила работы с экспозициями школьного музея

7. Выбор тем и организация работы над исследовательскими работами и проектами

IV. Участие с проектами и исследовательскими работами в конкурсах

1. Что такое экскурсия? Какие бывают экскурсии
2. Правила показа экспонатов и экскурсионных объектов
3. Рассказ экскурсовода
4. Особенности ведения экскурсии в школьном музее
5. Правила работы с газетами, журналами, книгами, справочной литературой
6. Подготовка и проведение экскурсий по школьному музею.
7. Экскурсии на природу, в музеи и культурные центры г. Петропавловска-Камчатского

V. Туристско-бытовые навыки

1. Основы безопасности
2. Личное снаряжение туриста
3. Групповое снаряжение туристов
4. Особенности питания в походных условиях
5. Понятие «туристский бивак», правила его установки

VII.Фото и видеосъемка экспонатов и экскурсий

1. Приемы и организация фото и видеосъемки
2. Встречи с профессионалами фото и видеосъемки
3. Подготовка и съемка видеороликов

Цели программы

Цель программы − развитие у младших школьников интереса к музейному делу, к истории родного края, своего города, семьи, сохранению здоровья.

Задачи программы:

1) развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности, развивать самостоятельность и инициативу учащихся;

2) воспитывать музейную культуру;

3) формировать эстетическое восприятие;

4) формировать первичные туристские навыки;

5) формировать здоровье, сберегающие жизненные установки.

Результат программы

1 год обучения

I. Музееведение

Учащиеся будут знать:

- что такое музей;

- основные понятия и термины музееведения;

- виды деятельности музея;

- главные музеи мира;

- права и обязанности юных музееведов.

Учащиеся будут уметь:

- дать краткое описание экспоната музея;

- провести короткую экскурсию по готовому тексту.

II. Краеведение

Учащиеся будут знать:

- начальные сведения по географии и истории Камчатского края, города Петропавловска-Камчатского;

- биографии некоторых известных людей в истории Камчатского края;

- наиболее яркие экскурсионные объекты Камчатского края;

- сведения из истории своей семьи.

Учащиеся будут уметь:

- ориентироваться в краеведческих источниках;

- собирать информацию по истории края, города, своего села, семьи под руководством педагога.

III. Научно-исследовательская работа с экспонатами школьного музея

Учащиеся будут знать:

- основы исследовательской работы с музейным фондом;

- основы работы с экспонатами и экспозициями.

Учащиеся будут уметь:

- провести исследование истории музейного экспоната под руководством педагога.

IV. Экскурсия

Учащиеся будут знать:

- что такое экскурсия;

- основные термины экскурсии.

Учащиеся будут уметь:

- демонстрировать музейные экспонаты;

- с помощью педагога подготовить устный рассказ об экспонатах музея.

V. Туристско-бытовые навыки

Учащиеся будут знать:

- правила поведения в походе и на экскурсии;

- правила гигиенического ухода за собой в походе;

- элементарное личное и групповое снаряжение;

- чем питаться в походе или на экскурсии;

Учащиеся будут уметь:

- избегать опасных ситуаций в походе и на экскурсии;

- пользоваться личным и групповым снаряжением;

- отметить на плане место для расположения бивака.

VI. Общая физическая подготовка

Учащиеся будут знать:

- правила занятий физической культурой и их необходимость для здорового образа жизни.

Учащиеся будут уметь:

-выполнять оздоровительные физические упражнения.

VII.Фото- и видеосъемка экспонатов и экскурсий

Учащиеся будут знать:

- начальные правила проведения видео- и фотосъемки.

Учащиеся будут уметь:

- снимать экспонаты музея и экскурсии под руководством педагога.

 

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Программа предполагает проведение занятий в помещении школьного музея. Помещение должно быть оборудовано мебелью для занятий, технически оснащено, иметь достаточную площадь для размещения экспозиций музея, для проведения экскурсий до 25 человек, хранения фондов.