ДОП по направлению "Фортепиано" (5-летняя программа)

Программы отделения "Фортепиано" рассчитаны на 5 - летний период обучения и включает в себя следующие предметы:

- Музыкальный инструмент фортепиано (5 лет);

- Музицирование (4 года);

- Ансамбль (2 года);

- Аккомпанемент (2 года);

- Сольфеджио (5 лет);

- Слушание музыки (1 год);

- Музыкальная литература (4 года);

- Хор (5 лет);

- Предмет по выбору (синтезатор) (5 лет).

Программы отделения "Фортепиано" созданы на принципах комплексной развивающей методики обучения, которая предусматривает два пути развития каждого ученика.

Первый путь – репродуктивный – освоение творческого наследия профессиональных композиторов;

Второй путь – творческий – собственное творчество учащихся.

Суть методики заключается в единстве и взаимовлиянии исполнительства – как сольного, так и ансамблевого – и творчества непосредственно на уроке по музыкальному инструменту.

Важное место в педагогической деятельности занимают творческие и исследовательские работы: проекты, олимпиады, презентации.

Работа с одаренными детьми предполагает не только индивидуальные занятия на уроке, а так же подготовку учащихся к конкурсам, фестивалям, мероприятиям разного уровня. Выступления с сольными программами перед своими сверстниками и родителями помогают развивать лидерские качества и чувство коллективного партнерства, так как к проведению таких концертов можно привлекать всех учащихся класса, с разными видами и формами исполнительского мастерства.

Педагоги

Селезнева Татьяна Ивановна

Феодосова Наталия Олеговна

Рементова Ольга Владимировна

Манцурова Елена Артуровна

Коптелова Елена Михайловна

Драгунова Ирина Владимировна

 

Содержание программы

Музыкальный инструмент фортепиано (5 лет)

Первый класс

1. Изучение нотной грамоты (постоянно).

2. Постановка корпуса. Основные штрихи.

3. За год ученик должен пройти 2-3полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, 3-4 этюда, 5-6 пьес (включая ансамбли).

4. Читать с листа необходимо регулярно, пока учащийся не научится свободно разбирать новый текст.

5. За год учащийся должен сыграть на Академическом концерте в 1-ом и 2-ом полугодии по 2-3 произведения.

Второй класс

1. Годовые требования: 2-3 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, 3-4 этюда, 4-6 пьес.

2. Чтение с листа, работа над гаммами и упражнениями (по выбору).

3. На Академическом концерте в 1 и 2 полугодии исполняется 2-4 произведения.

Третий класс

1. Годовые требования: 2-3 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, 3-4 этюда, 4-6 пьес (среди них обязательна пьеса кантиленного характера).

2. Чтение с листа, работа над гаммами и упражнениями (по выбору).

3. На академическом концерте в 1 и 2 полугодии исполняется 2-3 произведения. Контрольные уроки проводятся в конце каждой четверти.

Четвертый класс

1. Годовые требования: 2 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, 3-4 этюда, 4-6 пьес.

2. Чтение с листа, работа над гаммами (по выбору).

3. В первом полугодии и во втором полугодии проводится Академический концерт, на котором исполняются 3-4 произведения.

Пятый класс

1. Годовые требования: 2 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, 3-4 этюда, 5-6 пьес.

2. Чтение с листа. Работа над гаммами (по выбору).

3. В первом полугодии проводиться Академический концерт, на котором исполняется 3-4 произведения, во втором полугодии сдается экзамен.

Программа учащегося состоит из 4 произведений, разных по жанру и форме. Итоговая оценка выставляется в свидетельство об окончании школы, установленного образца.

 

Музицирование (4 года)

1-2 год обучения

Работа над навыками музицирования:

• умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

• умением грамотно читать с листа;

• работать над динамикой произведения;

• анализировать содержание музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 произведения (с разной степенью готовности). В конце года – зачет из 1-2 произведений, допускается выступление на Академическом концерте, контрольном уроке в конце полугодий. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

3 год обучения

Продолжение работы над навыками музицирования. Усложнение
репертуара. Работа над звуковым балансом – правильным распределением звука при исполнении аккомпанемента. Воспитание внимания к точному прочитыванию нотного текста. Сочинение жанровых вариаций, подбор по слуху, определение гармонических функций в песнях. Продолжение развития музыкального мышления у ученика. В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля, характера). В конце полугодия – зачет по свободной программе.

4 год обучения

Продолжение работы над навыками музицирования, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность», «Ансамбль», «Синтезатор».

Игра в ансамбле с вокалистами, исполнение собственных аккомпанементов к песням на фортепиано и синтезаторе. Воспитание артистизма и чувство ансамбля при совместном музицировании.

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года
проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения, полученная оценка выставляется в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

 

Ансамбль (2 года)

I класс

В 1 классе ученик осваивает навыки ансамблевой игры в паре с педагогом (в рамках урока по специальности). В течении учебного года обучающийся должен пройти не менее 3-4 ансамблевых произведений (без контрольного урока или зачета). Рекомендуется выступать на концертах.

Перед начинающими музыкантами ставятся простые задачи:

1. На стадии донотного периода – играть в ансамбле с преподавателем 1-2 звуками в качестве гармонической поддержки для более сложной партии педагога.

2. По мере усвоения нотной грамоты – исполнять первую партию в несложных пьесах, где более сложную партию – вторую, играет педагог.

II класс

В основе репертуара 2 класса – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

Общие задачи:

· Развитие музыкального слуха;

· Развитие творческой активности;

· Развитие навыков ансамблевого музицирования;

· Развитие художественного мышления, коммуникативных навыков.

· Применение навыков, полученных в классе специальности;

· Развитие умения слушать мелодическую линию;

· Работа над выразительностью фразировки;

· Работа над синхронностью звучания ансамблевых партий.

Обучающимся предлагается пройти 4 ансамбля (можно 1-2 в порядке ознакомления), из них желательно не менее одного произведения национального характера. В конце I полугодия проводится контрольный урок. В конце II полугодия обучающиеся сдают зачет (2 разнохарактерных произведения). Участие ансамбля в школьных и районных мероприятиях и концертах приравнивается к зачету или контрольному уроку.

 

Аккомпанемент (2 года)

Первый – второй классы (в рамках урока по фортепиано)

· Дублирование на инструменте мелодии песенки, которую поет сам аккомпаниатор.

· Дублирование на инструменте мелодии песенки, которую поют другие ученики.

Задачи:

· Совпадение мелодии голоса и инструмента (понятие ансамбль) Стремление к тому, чтобы фортепиано не заглушал голос.

· Пение песни со словами в другом изложении.

· Пение песни со словами в сопровождении 4-х ручного ансамбля.

· Знакомство с 3-х строчной записью песни.

· Посменное усложнение аккомпанемента

- основные базовые звуки

- интервал в левой руке

- бас в левой руке и один звук в правой руке

- бас в левой руке и интервал в правой

 

Сольфеджио (5 лет)

Первый, второй классы

Понятийное содержание:

1. Клавиатура, клавиши. Звуки низкие, высокие, средние. Октавы, нотоносец.

2. Ключи: скрипичный, басовый.

3. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар ключевые знаки.

4. Лады: мажор, минор.

5. Тон, полутон. Строение мажорной и минорной гаммы.

6. Звукоряд, тональность.

7. Гамма ступени, тоника, вводные звуки.

8. Устойчивые, неустойчивые ступени, окончание фраз (уст., неуст.).

9. Трезвучие мажорное и минорное.

10. Интервал прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

Третий класс

Понятийное содержание:

1. Интервал, аккорд. Обращение.

2. Знаки тональностей.

3. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.

4. Тритоны.

5. Пунктирный ритм.

6. Размер 3/4: 4/4: 3/8.

7. Виды минора.

8. Кварто – квинтовый круг тональностей.

Четвертый класс

Понятийное содержание:

1. Кварто-квинтовый круг.

2. Гармонический мажор.

3. Септаккорд.

4. Обращение септаккорда.

5. Увеличенные, уменьшенные интервалы.

6. Синкопа.

7. Триоль.

Пятый класс

Понятийное содержание:

1. Характерные интервалы.

2. Септаккорды.

3. Д7 и его обращения в тональности и от звука с разрешением.

4. Трезвучия – уменьшенное, увеличенное.

5. Тритоны.

6. Переменный лад.

7. Буквенные обозначения.

8. Малый вводный септаккорд, уменьшенный септаккорд.

 

Слушание музыки (1 год)

1-я четверть

Роль музыки в нашей жизни. Композиторы детям.
Содержание музыкальных произведений: 1) События исторического прошлого. 2) Образы природы в музыке. 3) Сказочные образы в музыке. 4)Чувства и переживания людей.
Средства музыкальной выразительности.
Контрольный урок приложение 1.


2-я четверть

В мире музыкальных инструментов.
Повторение. Контрольный урок приложение 2.


3-я четверть

Беседа о жанрах. Знакомство с жанрами в литературе, живописи, музыке.
Вокальная музыка.
Инструментальная музыка. Марши.
Повторение. Контрольный урок приложение 3.


4-я четверть

Инструментальная музыка. Танцы. Музыкальные формы.
Повторение. Контрольный урок приложение 4.
Повторение материала первого года обучения.

 

Музыкальная литература (4 года)

Первый год обучения (2 класс)

Содержание программы 1 года обучения знакомит учащихся со средствами музыкальной выразительности, различными музыкальными инструментами, разновидностями оркестров, тембрами. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и их использованию в профессиональной музыке. Отдельно предлагается изучить музыкальные формы, как простые, так и циклические, музыкально- театральные. Предлагается в обобщающих занятиях включать задания и кроссворды из «Рабочей тетради по музыкальной литературе». Необходимо, чтобы каждый ученик смог научиться слушать и понимать музыку, как одно из удивительнейших проявлений человеческого гения, как важную и ценную часть нашей жизни.

Второй год обучения (3 класс)

Содержание программы 2-го года обучения строится на чередовании монографических тем в соответствии с историко – художественным процессом. Это позволяет выявить не только характерные особенности отдельных произведений, но и черты стиля великих композиторов, установить взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Рабочий характер программы позволил добавить обзорные темы по европейской культуре второй половины 19 века: композиторы- романтики Ф. Лист, Р. Шуман, Э. Григ, оперы 19 века, импрессионизм. Изучение разножанровых произведений способствует расширению и углублению ранее полученных знаний. Для заинтересованности детей к предмету рекомендуется использовать задания из дидактических материалов.

Третий год обучения (4 класс)

Программа для третьего года обучения охватывает огромный период развития русской музыки: от древнерусской эпохи вплоть до конца 19 века. Помимо традиционных тем, в программу вошли материалы, посвященные развитию русской музыкальной культуры до Глинки, особенностям художественной жизни России во 2-ой половине 19 века. Задача курса – не только развитие музыкальных способностей детей, понимание основ классического и современного музыкального искусства. но и подготовка активных слушателей и любителей музыки.

 

Хор (5 лет)

Певческая установка и дыхание

Младший хор

Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

Старший хор

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).

Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.

Звуковедение и дикция

Младший хор

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение поп legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Старший хор

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и pp.

Ансамбль и строй

Младший хор

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без сопровождения.

Старший хор

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Формирование исполнительских навыков

Младший и старший хор

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

 

Предмет по выбору (синтезатор) (5 лет)

1 класс

Ознакомление с основными выразительными возможностями синтезатора (многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент) и главными клавишами управления: старт, стоп, интро, эндинг.

Освоение нотной грамоты: нотоносец, ключи, знаки альтерации, длительности, паузы, тактовые размеры, залигованные звуки, динамические и штриховые обозначения, аппликатура, обозначения нот (графическое, слоговое, буквенное).

В течение учебного года ученик должен исполнить на синтезаторе 5-7 небольших произведений.

2 класс.

В процессе занятий ученик должен знать названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов.

Определять интервалы, аккорды, буквенно-цифровое обозначение аккордов. Знаки повторения и сокращения. Знать понятия об основных средствах выразительности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Простые 2х- 3х частные формы. Игра в режиме динамической клавиатуры. Несложное двухголосное движение в партиях правой и левой руки.

В течение учебного года ученик создает 3-5 аранжировок различных музыкальных произведений.

3 класс

Изучение голоса синтезатора, имитирующего струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные и электронные инструменты.

Изучение обращений интервалов, хроматической гаммы, тональностей до трех знаков, обращения трезвучий, обозначения темпа, тактового размера 3/8,6/8,ферматы. Ознакомление с понятием тоники, субдоминанты, доминанты, различение электронных тембров по интенсивности окраски и цветовой палитре звучания. Игра пьес вариационной формы.

В течение учебного года ученик должен исполнить 3-5 различных музыкальных произведений, используя запись с помощью секвенсера на синтезаторе.

4 класс

В 4 классе учащийся изучает голоса из банков клавишных (различные виды фортепиано, органов и др.) и хроматических ударных инструментов; голоса струнных (смычковых, щипковых и плекторных), деревянных духовых (язычковых и лабиальных) инструментов и представителей басовой группы; разновидности паттернов народной и современной популярной музыки: кантри латиноамериканские карибские, поп, рок.

Работа над произведениями ведется в тональностях до 4-х знаков при ключе с использованием тоники, субдоминанты, доминанты, трезвучия с секстой, обращения трезвучий и Д/7, триоли.

В течение учебного года ученик должен создать аранжировки 3-5 различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.

5 класс

Освоение голосов синтезатора, имитирующих народные инструменты, паттерны архаического, классического и современного джаза, паттерны смешанных стилей (джаз-рок, фьюжн, диско). Ознакомление с художественными возможностями многодорожечного секвенсера синтезатора, понятием о МИДИ.

Изучить тональности до шести знаков при ключе, трезвучие 7 ступени, септаккорды 2 и 6 ступеней с обращением, синкоты (внутри – и междутактовые), блюзовую гамму, тональное сопоставление и отклонение.

В течение учебного года ученик исполняет на синтезаторе 4-5 различных пьесы.

Цели программы

Цели обучения – заложить у детей основы культуры музицирования, создать условия для овладения необходимым уровнем функциональной грамоты и художественно – практической компетентности с учетом особенностей музыкального развития и природных возможностей каждого ребенка и приобретение ими начальных навыков пианистического искусства. Развитие музыкального воспитания, образного мышления, воображения, тренировка памяти, слуха, внимания. 

Формирование у детей основ культуры слушания музыки, умение понимать и разбираться в основных законах музыки и особенностях музыкальной речи, а чтобы понять, о чем «говорят» композиторы в своих музыкальных произведениях, необходимо знать многое о событиях в их жизни и творчестве.

Результат программы

Обучающие: научить разбирать нотный текст, осмысленно исполнять наизусть или по нотам выученные произведения.  Формировать вокально-интонационные навыки ладового чувства, музыкально слуховые представления, воспитывать чувство метроритма. Знакомить с биографическими сведениями о композиторах, об их роли в музыке, изучать различные музыкальные стили, уметь различать формы и жанры, знакомить с основными произведениями, предложенными в программе.

Воспитательные: создать необходимые условия для того, чтобы вовлечь ребенка в область художественного творчества, использовать дидактические игры, творческие мероприятия с участием педагогов, учеников, родителей. Воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности как способа самовыражения личности.

Развивающие: научить самостоятельно разучивать музыкальное произведение, создавать музыкальные рассказы и сказки, ролевые игры, используя детские музыкальные инструменты. Формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать другие образовательные программы в области музыкального искусства.

Особые условия проведения

  • знать ноты и их расположение, уметь читать с листа (при контроле со стороны преподавателя и самостоятельно уметь разбирать и выучивать нотный текст), словесно охарактеризовать его характер;
  • иметь представления о ладе, тональности, играть в ансамбле, иметь представление о способах звукоизвлечение (нон легато, легато).
  • проявлять интерес к музыкальному искусству, самостоятельному творчеству;

  • знать в соответствии с программными требованиями теоретический материал;

  • изучить профессиональную терминологию по предмету;

  • уметь читать с листа и разбирать самостоятельно музыкальные произведения (мелодию, гармонию);

  • обладать навыками слухового контроля;

  • обладать навыками по использованию музыкально – теоретических знаний в практической деятельности.

Материально-техническая база

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства необходимо:

- кабинет, оснащенный музыкальным инструментом, музыкальным центром;

- концертный зал с необходимым звукотехническим оборудованием;

- наличие фонотеки, видеотеки, проектора, магнитно-маркерной доски, проектора, нотной литературы.