Занятия туризмом способствуют решению ряда образовательных и развивающих задач. Изучение основ туристкой подготовки и краеведения помогают учащимся познакомиться с правилами безопасного поведения в природной среде, сформировать соответствующие базовые умения, получить знания о флоре и фауне родного края, в ходе экскурсий, пеших прогулок развить наблюдательность. Знакомство с основами топографии способствует формированию умения пользоваться картой и компасом, а активное участие в играх и туристических состязаниях развивает пространственную ориентацию каждого участника, умение действовать по предложенному плану.
Поскольку туристская деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, решаются педагогические задачи, связанные с формированием таких качеств, как внимательность к окружающим, отзывчивость и взаимовыручка. Решаются задачи трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе, планировать свою деятельность. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и инвентарю. Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств: выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности.
Занятия туризмом оказывают положительное влияние на общее физическое состояние учащихся: активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма, совершенствуются все физические качества: быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила.
Успешное освоение содержания программы позволит учащимся принимать активное участие в массовых мероприятиях туристско-краеведческой направленности, организуемых для детей младшего школьного возраста.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста: учащиеся знакомятся с многообразным туристским снаряжением, бытом туриста, картой и компасом, географией родного края в доступной и интересной форме.
При разработке программы также были учтены природно-климатические особенности региона, в частности, города Петропавловска-Камчатского и его окрестностей.