Ансамбль русской песни «Славяночка»

В основу программы положена идея воспитания учащихся на культурных традициях своего народа, родного края, формирование у детей интереса и уважения к своим истокам. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. Сегодня нельзя воспитать человека–гуманиста, имеющего широкие интересы, патриота, способного к творческому труду в любой области, без опоры на народное искусство и национальную культуру. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребёнка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей и далее в подростковом и юношеском возрасте. Это создаёт благоприятную среду для развития нравственно здоровой личности.

Содержание программы предусматривает изучение различных наиболее значимых русских народных праздников и обрядов, а также знакомство с основными жанрами и формами народного песенного искусства. 

Педагоги

Селютина Елена Николаевна,  педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Содержание программы

 

1 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с коллективом и его традициями

Раздел 2. Вокально-хоровая работа:

  • правильная постановка корпуса;
  • знакомство с голосовым аппаратом;
  • знакомство с детским фольклором;
  • артикуляционная гимнастика, дикционная гимнастика;
  • разучивание, проговаривание в разных темпах скороговорок, чистоговорок;
  • вокально - хоровые упражнение, распевки;
  • пение легких попевок: потешки, дразнилки, небылицы;
  • одновременное взятие и снятие звука по знаку педагога, развитие чувства сильной доли;
  • простые дыхательные упражнения по Стрельниковой А.Н.;
  • развитие слухового внимания путем прослушивания и пропевания музыкального материала;
  • разучивание репертуара в диапазоне трех-четырех звуков.

Раздел 3. Шумовые инструменты.

Раздел 4. Сценические движения.Просмотр видео с детскими коллективами, анализ. Простой хороводный шаг, простые притопы, выход, уход со сцены, поклон.

Раздел 5. Обрядовая деятельность:

  • Колыбельные песни. Беседа, просмотр видеоматериалов.
  • Сказки, небылицы, дразнилки - знакомство с жанрами русского обряда. 
  • Разучивание песен разных жанров.

Раздел 6. Концертная деятельность. 

Тема 7. Открытое занятие для родителей.

2 год обучения                               

Раздел 1. Вводное занятие. Организационные вопросы

 Раздел 2. Вокально-хоровая работа:

  • продолжение знакомства с голосовым аппаратом;
  • знакомство с правилами пения, факторами, влияющими на голос, правилами охраны и гигиены голоса;
  • работа над чистым интонированием, взятие скачков;
  • упражнения на дикцию;
  • упражнения на артикуляцию;
  • распевки для достижения чистого унисона.

Раздел 3. Шумовые инструменты

Раздел 4. Сценические движения. Освоение движений элементов танца в русской песне.

Раздел 5. Обрядовая деятельность:

  • Изучение особенности осенней, зимней и весенней обрядовой и праздничной культуры   русского народа. Исполнение песен.
  • Освоение жанра сказки, импровизация на прочитанную сказку.

Раздел 6. Концертная деятельность

Раздел 7. Отчетный концерт.

3 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Организационные вопросы

Раздел 2. Вокально-хоровая работа:

  • повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных раннее знаний, умений и навыков:
  • объяснение и показ педагога единой манеры формирования звука;
  • формирование и развитие исполнительских навыков;
  • знакомство с динамическими оттенками;
  • слушание музыки; прослушивание своих концертных номеров и дальнейшее обсуждение;
  • расширение песенного материала до объема кварты, сексты, поступенное   движение, квартовые ходы;
  • продолжение   совершенствования   певческих навыков - единое звукоизвлечение, формирование гласных, согласных;
  • работа с детьми над округлением звука и высокой позицией на всем диапазоне голоса;
  • упражнения на совершенствование навыков певческого дыхания;
  • разучивание произведений с элементами двухголосия.

Раздел 3. Шумовые инструменты

Раздел 4. Сценические движения. Совершенствование навыков, полученных в предыдущие года. Изучение   основных движений хоровода, притопы. 

Раздел 5. Обрядовая деятельность. Знакомство с фольклорным костюмом. Разделение песенного творчества по жанрам: обрядовые, частушка, хороводные, игровые. Обыгрывание сюжетов песен.

Раздел 6. Концертная деятельность

Раздел 7. Отчетный концерт ансамбля

4 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Организационные вопросы

Раздел 2. Вокально-хоровая работа. Приобретение навыков самоконтроля, самоанализа. Дыхательные упражнения, дикционные упражнения, артикуляционные упражнения. Совершенствование чистого унисона, двухголосия, элементы трехголосия.

Раздел 3.  Шумовые инструменты

Раздел 4. Народная хореография. Освоение движений-элементов русского танца в фольклорной песне. Соединение отдельных элементов движений в танцевальную композицию.Тренировка пластики тела, моторики, эмоциональности исполнения. Тренировка фигуры плясок: «звёздочка», «карусель», «волна». Тренировка русской кадрили, деление кадрили по форме: квадратная, линейная, круговая.

Раздел 5. Обрядовая деятельность.Театрализация обряда. Изучение обряда по жанрам, по областям России.

Раздел 6. Концертная деятельность

Раздел 7. Отчетный концерт ансамбля

Цели программы

Формирование и развитие духовно-нравственной и творчески активной личности, знающей и уважающей культуру своего народа.

Результат программы

По окончании первого года обучения дети должны знать:

  • малые жанры музыкального народного творчества;
  • народные детские игры с напевами и игровые песни;
  • разные виды потешного фольклора.

По окончании первого года обучения дети должны уметь:

  • брать и снимать звук по показу руководителя;
  • чисто интонировать в пределах примы, секунды, терции;
  • скопировать простой ритмический рисунок на деревянных ложках;
  • ритмично ходить под песню, делать простые движения руками;
  • проговаривать скороговорки и считалки в умеренном темпе.
  • повторять заданную несложную мелодию и заданный несложный
  • ритмический рисунок;
  • исполнять любимую песню из выученного репертуара.

По окончании второго года обучения дети должны знать:

  • особенности осенней, зимней и весенней обрядовой и праздничной культуры Русского народа;
  • правила поведения на сцене и при работе с микрофонами;
  • технику входа и ухода со сцены, поклон.

По окончании второго года обучения дети должны уметь:

  • петь в унисон, стараться правильно интонировать небольшие скачки;
  • ритмически точно улавливать несложный ритм;
  • петь в ансамбле;
  • сопровождать деревянными ложками простые песни.

По окончании третьего года обучения дети должны знать:

  • особенности зимней, весенней (более углубленный уровень знаний) и летней обрядовой и праздничной культуры русского народа.

По окончании третьего года обучения дети должны уметь:

  • грамотно исполнять знакомое произведение;
  • вести музыкальную фразу, выделяя главные слова;
  • петь в ансамбле и держать свою партию в элементарном двухголосии и эпизодическом трехголосии;
  • делать простые дроби: в «две ножки», «припадания»;
  • играть на ложках, трещетках, рубеле.

В результате освоения программы  учащиеся ансамбля русской песни  должны получить целый комплекс знаний: Приобрести комплекс   специальных  навыков в музыкальном  фольклоре, в умении  владеть традиционной  манерой исполнения  народной песни в ансамбле и соло, в вокально-постановочной  работе, в народной хореографии, в умении играть на народных инструментах, а так же  передавать  свои знания другим людям, что поможет детям быстро адаптироваться в коллективе, овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Материально-техническая база

  1. Музыкальный центр, фортепиано.
  2. Шумовые инструменты, костюмы.
  3. Микрофоны, фонограммы.
  4. Плакаты, учебно-методический материал.
  5. Иллюстрации, репродукции, наглядные пособия, карточки-викторины.