Студия «Риторика»

  • (1)

Предлагаемый курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений.
Значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д., например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.); – понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов, которые
1)связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком)
2)связаны с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи.

Педагоги

Филякина Наталия Сергеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Содержание программы

Программа состоит из двух смысловых блоков.
«Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой и «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой.

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия
между людьми, которое называется общением; о видах общения (по
различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая
(коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как
продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез
жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента).

Цели программы

1. Обучить эффективному общению.
2. Развитие навыков подготовки текста выступления (доклада), а
также формирование у обучающихся комплекса знаний и навыков,
позволяющих выполнять задачи различной степени сложности.

Результат программы

По окончании изучения курса выпускник знает:
- комплекс упражнений по технике речи, их цели и задачи, понимает
необходимость их применения;
- принципы синтеза телесного и вербального взаимодействия.
Умеет:
- применить полученные знания и умения на практике (подготовка
выступления, инсценировки, доклада, этюда и т.д.);
- контролировать свою речь в соответствии с ситуацией;
- самостоятельно использовать тренинги и упражнения для
дальнейшего самосовершенствования.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на постепенное освоение материала
учащимися (с постепенным усложнением изучаемых задач) - от базовых навыков до свободной ораторской импровизации. Курс риторики сугубо практический. В ходе обучения дети много
говорят и пишут.

Материально-техническая база

Персональный компьютер, наушники с микрофоном, проектор, экран.
Справочные материалы (словари, пособия), карточки с заданиями. Интернет-ресурсы.