Дополнительная предпрофессиональная программа по шахматам

Реализация программы рассчитана на весь период спортивной подготовки спортсмена в ДЮСШ. Задачи и содержание тренировочного процесса зависят от этапа спортивной подготовки.

На этапе начальной подготовки особое внимание уделяется приучению детей к регулярным тренировкам, прививается любовь и заинтересованность к шахматам

На этап начальной подготовки зачисляются спортсмены по результатам индивидуального отбора, который проводится в Порядке, установленном Правительством Камчатского края. Тестовые упражнения для проведения индивидуального отбора устанавливаются ДЮСШ.

Реализация программы на этапе начальной подготовки ориентирована на следующие результаты:

формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

освоение основ техники по избранному виду спорта;

всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

укрепление здоровья спортсменов;

отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий избранным видом спорта.

Реализация программы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) ориентирована на следующие результаты:

повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях в избранном виде спорта;

формирование спортивной мотивации;

укрепление здоровья спортсменов.

Этап совершенствования спортивного мастерства – специализированная спортивная подготовка с учетом индивидуальных особенностей перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд Камчатского края и Российской Федерации. Зачисляются спортсмены, выполнившие 1 спортивный разряд. Подготовка спортсменов осуществляется на основании индивидуального плана.

Реализация программы на этапе совершенствования спортивного мастерства ориентирована на следующие результаты:

повышение функциональных возможностей организма спортсменов;

совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;

стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;

поддержание высокого уровня спортивной мотивации;

сохранение здоровья спортсменов.

 

 

Рекомендуемые сроки (продолжительность) обучения:

этап начальной подготовки – 2 года;

тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 5 лет;

этап совершенствования спортивного мастерства – 3 года.

Для спортсменов, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в области физической культуры и спорта, срок освоения программы может быть увеличен на 1 год. ДЮСШ имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки.

При определении продолжительности этапов подготовки учитываются:

возраст для достижения запланированных спортивных результатов;

сенситивные периоды развития специальных и значимых физических качеств;

возрастные границы максимально возможных достижений;

возможная продолжительность выступлений на высшем уровне.

Организация тренировочного процесса осуществляется в течение спортивного сезона. Построение подготовки зависит от календаря спортивных соревнований, периодизации подготовки. Тренировочный процесс осуществляется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 42 недели.

 

Педагоги

Барков Кирилл Геннадьевич - 1 категория

Бережевский Евгений Викторович - высшая категория

Гребенкин Александр Петрович

Демидов Виталий Владимирович - высшая категория

Косицын Сергей Викторович - высшая категория

Легенько Ксения Сергеевна - 1 категория

Легенько Сергей Александрович - 1 категория

Лукьянова Вера Александровна

Неделко Александр Владимирович - высшая категория

Спицын Алексей Александрович - 1 категория

Ткаченко Андрей Борисович

 

Содержание программы

1.1 Продолжительность и объемы реализации программы по предметным областям

Вид спорта шахматы содержит следующие предметные области:

1) общую физическую подготовку;

2) специальную физическую подготовку;

3) теорию и методику физической культуры и спорта;

4) избранный вид спорта – шахматы.

Тренировочный (образовательный) процесс включает следующие разделы подготовки:

общая физическая подготовка;

специальная физическая подготовка;

техническая подготовка;

тактическая, теоретическая, психологическая подготовка;

технико-тактическая (игровая) подготовка;

участие в спортивных соревнованиях, инструкторская и судейская практика, сдача контрольно-переводных нормативов.

Тренировочное занятие проводится либо в группе, либо индивидуально. Продолжительность одного тренировочного занятия в Программе рассчитано в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающегося и не может превышать: на этапе начальной подготовки – 2 часов; на тренировочном этапе – 3 часов; этапе совершенствования спортивного мастерства – 4 часов.

Предельные тренировочные нагрузки определяются тренером с учётом задач тренировочного процесса и индивидуальных особенностей спортсмена. Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности в макроцикле определяется с учётом единства тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе подготовки, так соревновательные нагрузки должны гармонично сочетаться с динамикой тренировочных нагрузок и составлять с ними единое целое. Цели участия спортсмена в соревнованиях должны соответствовать уровню его подготовленности и способности решать поставленные задачи. Все соревнования годичного цикла необходимо направить достижение пика функциональных, технико-тактических и психологических возможностей спортсмена к моменту главных спортивных соревнований макроцикла.

Приоритетный путь в решении проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов и рост их спортивных результатов лежит в определении тех специфических задаваемых тренирующих воздействий, которые учитывают состояние спортсмена, его индивидуальные особенности и адаптивность ответов различной срочности, выраженности и направленности. При определении объёмов индивидуальной спортивной подготовки спортсменов необходимо учитывать:

биологические колебания функционального состояния;

направленность тренировочной нагрузки на подтягивание отстающих способностей и качеств, а также на развитие профилирующих качеств и способностей;

амплуа спортсмена;

текущее состояние тренированности спортсмена;

индивидуальные особенности становления, развития и поддержания спортивной формы;

меру индивидуальной величины нагрузки и её градации

 

Цели программы

Целью программы является отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в виде спорта шахматы, и подготовка к освоению этапов спортивной подготовки.

 

Результат программы

Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

отбор и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте и подготовка их к освоению этапов спортивной подготовки по программам спортивной подготовки.

Особые условия проведения

Специальных навыков для освоения программы не требуется.

Материально-техническая база

Кабинет для шахмат, подготовленный к учебному процессу в соответствие с требованиями и нормами САНПиНа
комплекты шахмат
шахматные часы
демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур
интерактивный шахматный комплект (мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение для занятий)
шахматные программы для ПК (информационно-поисковые-игровые системы, обучающие программы)
стол для руководителя
столы и стулья для учащихся
рабочие тетради для записи
дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам, пакеты контрольных работ)
судейские и организационные документы (турнирные таблицы, протоколы, карточки участников)
шахматная литература (учебники, задачники и периодика) и др.