- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Прочее
- Дополнительная предпрофессиональная программа по шахматам
Дополнительная предпрофессиональная программа по шахматам
Реализация программы рассчитана на весь период спортивной подготовки спортсмена в ДЮСШ. Задачи и содержание тренировочного процесса зависят от этапа спортивной подготовки.
На этапе начальной подготовки особое внимание уделяется приучению детей к регулярным тренировкам, прививается любовь и заинтересованность к шахматам
На этап начальной подготовки зачисляются спортсмены по результатам индивидуального отбора, который проводится в Порядке, установленном Правительством Камчатского края. Тестовые упражнения для проведения индивидуального отбора устанавливаются ДЮСШ.
Реализация программы на этапе начальной подготовки ориентирована на следующие результаты:
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
освоение основ техники по избранному виду спорта;
всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
укрепление здоровья спортсменов;
отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий избранным видом спорта.
Реализация программы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) ориентирована на следующие результаты:
повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях в избранном виде спорта;
формирование спортивной мотивации;
укрепление здоровья спортсменов.
Этап совершенствования спортивного мастерства – специализированная спортивная подготовка с учетом индивидуальных особенностей перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд Камчатского края и Российской Федерации. Зачисляются спортсмены, выполнившие 1 спортивный разряд. Подготовка спортсменов осуществляется на основании индивидуального плана.
Реализация программы на этапе совершенствования спортивного мастерства ориентирована на следующие результаты:
повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
сохранение здоровья спортсменов.
Рекомендуемые сроки (продолжительность) обучения:
этап начальной подготовки – 2 года;
тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 5 лет;
этап совершенствования спортивного мастерства – 3 года.
Для спортсменов, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в области физической культуры и спорта, срок освоения программы может быть увеличен на 1 год. ДЮСШ имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки.
При определении продолжительности этапов подготовки учитываются:
возраст для достижения запланированных спортивных результатов;
сенситивные периоды развития специальных и значимых физических качеств;
возрастные границы максимально возможных достижений;
возможная продолжительность выступлений на высшем уровне.
Организация тренировочного процесса осуществляется в течение спортивного сезона. Построение подготовки зависит от календаря спортивных соревнований, периодизации подготовки. Тренировочный процесс осуществляется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 42 недели.
Педагоги
Барков Кирилл Геннадьевич - 1 категория
Бережевский Евгений Викторович - высшая категория
Гребенкин Александр Петрович
Демидов Виталий Владимирович - высшая категория
Косицын Сергей Викторович - высшая категория
Легенько Ксения Сергеевна - 1 категория
Легенько Сергей Александрович - 1 категория
Лукьянова Вера Александровна
Неделко Александр Владимирович - высшая категория
Спицын Алексей Александрович - 1 категория
Ткаченко Андрей Борисович
Содержание программы
1.1 Продолжительность и объемы реализации программы по предметным областям
Вид спорта шахматы содержит следующие предметные области:
1) общую физическую подготовку;
2) специальную физическую подготовку;
3) теорию и методику физической культуры и спорта;
4) избранный вид спорта – шахматы.
Тренировочный (образовательный) процесс включает следующие разделы подготовки:
общая физическая подготовка;
специальная физическая подготовка;
техническая подготовка;
тактическая, теоретическая, психологическая подготовка;
технико-тактическая (игровая) подготовка;
участие в спортивных соревнованиях, инструкторская и судейская практика, сдача контрольно-переводных нормативов.
Тренировочное занятие проводится либо в группе, либо индивидуально. Продолжительность одного тренировочного занятия в Программе рассчитано в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающегося и не может превышать: на этапе начальной подготовки – 2 часов; на тренировочном этапе – 3 часов; этапе совершенствования спортивного мастерства – 4 часов.
Предельные тренировочные нагрузки определяются тренером с учётом задач тренировочного процесса и индивидуальных особенностей спортсмена. Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности в макроцикле определяется с учётом единства тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе подготовки, так соревновательные нагрузки должны гармонично сочетаться с динамикой тренировочных нагрузок и составлять с ними единое целое. Цели участия спортсмена в соревнованиях должны соответствовать уровню его подготовленности и способности решать поставленные задачи. Все соревнования годичного цикла необходимо направить достижение пика функциональных, технико-тактических и психологических возможностей спортсмена к моменту главных спортивных соревнований макроцикла.
Приоритетный путь в решении проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов и рост их спортивных результатов лежит в определении тех специфических задаваемых тренирующих воздействий, которые учитывают состояние спортсмена, его индивидуальные особенности и адаптивность ответов различной срочности, выраженности и направленности. При определении объёмов индивидуальной спортивной подготовки спортсменов необходимо учитывать:
биологические колебания функционального состояния;
направленность тренировочной нагрузки на подтягивание отстающих способностей и качеств, а также на развитие профилирующих качеств и способностей;
амплуа спортсмена;
текущее состояние тренированности спортсмена;
индивидуальные особенности становления, развития и поддержания спортивной формы;
меру индивидуальной величины нагрузки и её градации
Цели программы
Целью программы является отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в виде спорта шахматы, и подготовка к освоению этапов спортивной подготовки.
Результат программы
Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
отбор и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте и подготовка их к освоению этапов спортивной подготовки по программам спортивной подготовки.
Особые условия проведения
Специальных навыков для освоения программы не требуется.
Материально-техническая база
Кабинет для шахмат, подготовленный к учебному процессу в соответствие с требованиями и нормами САНПиНа
комплекты шахмат
шахматные часы
демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур
интерактивный шахматный комплект (мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение для занятий)
шахматные программы для ПК (информационно-поисковые-игровые системы, обучающие программы)
стол для руководителя
столы и стулья для учащихся
рабочие тетради для записи
дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам, пакеты контрольных работ)
судейские и организационные документы (турнирные таблицы, протоколы, карточки участников)
шахматная литература (учебники, задачники и периодика) и др.