«Цветные сны»

Одна из самых больших и актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию подрастающего поколения необходим поворот к жизненно важным проблемам современного общества: это обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождения в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

Большое значение в данной программе придаётся эстетическому воспитанию, гармоничному развитию личности, созданию внутренней духовной культуры, привитию правильных эстетических вкусов и развитию художественной эрудиции ребенка.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Этот период наиболее благоприятен для развития образного мышления, воображения, эмоционально-чувственной сферы его личности.

Реализация данной программы способствует развитию у дошкольников эмоционально – эстетических чувств, художественного восприятия, навыков изобразительного и конструктивного творчества, приобщению к богатствам национальной культуры.

Программа составлена в комплексе и направлена на разные стороны эстетического воспитания и развития. Содержание программы включает три предмета:

· Ритмика

· Скульптура

· Музыка

Объём и срок освоения программы.

Срок прохождения программы – 3 года. Занятия проходят с сентября по май. Количество учебных часов в год: по 72 часа на каждый предмет. Режим занятий.

Занятия проходят два раза в неделю по 15 минут у детей первого года обучения, по 20 минут у детей второго и третьего года обучения. Между занятиями предусмотрен перерыв в 10-15 минут

Педагоги

Руководитель объединения
Муленкова Ярослава Владимировна
педагог дополнительного образования.
Образование средне-специальное, Камчатский педагогический колледж.
В районном Доме детского творчества работает с 2010 года.

Педагог объединения
Педенко Лилия Александровна
педагог дополнительного образования.
Образование: высшее, Сибирская академия государственной службы
Педагогом дополнительного образования работает с 2018 года

Педагог объединения
Кобзева Светлана Петровна
педагог дополнительного образования.
Образование: высшее, Камчатский государственный университет им.Витуса Беринга
Педагогом дополнительного образования работает с 2018 года

Содержание программы

Учебный план

первый год обучения

сентябрь

1. "Чудесный материал"
2. "Волшебный комочек"
3. "Ветка рябины"
4. "Осенний листок"

октябрь

1. "Гусеница"
2. "Грибная полянка"
3. "Дары осени" (фрукты)
4. "Собираем овощи"

ноябрь

1. "Корзина для овощей и фруктов"
2. "Цыпленок"
3. "Ути-ути-уточки - беленькие грудочки"
4. "Ёжик – без головы, без ножек..."

декабрь

1. "Лесные жители"
2. "Снежинка"
3. "Ёлочка нарядная"
4. "Шарики-фонарики"

январь

1. "Волшебные превращения снеговиков"
2. "Жар-птица"
3. "Домашние питомцы"
4. "Кудрявая овечка"

февраль

1. "Рыбки в аквариуме"
2. "Черепашка"
3. "Самолет"
4. "В гостях у Домовёнка Кузи"

март

1. "Подставка для чайника"
2. "Чашка"
3. "Чашка" (лепка в технике из "жгута")
4. "Матрешка"

апрель

1. "Снесла курочка яичко"
2. "Птица"
3. "Свинья"
4. "Уточка-крылатка"

май

1. "Собачка"
2. "Быстроногая лошадка"
3. "Круторогий козлик"

второй год обучения

сентябрь

1. "Осенние фантазии"
2. "Грибы в корзинке"
3. "Яблонька"

октябрь

1. "Лягушка"
2. "Посуда" (Знакомство с Гжелью)
3. "Лепка горшочка из жгутиков"
4. "Круглая ваза"

ноябрь

1. "Гжелевские собачка и кошка"
2. "Васильковая гжель" Фигурки животных по замыслу детей
3. "Цветы для мамы"

декабрь

1. "Зимний вечер"
2. "Новогодние колокольчики"
3. Коллективная работа "Новогодняя сказка"

январь

1. Коллективная работа. "Новогодняя сказка"
2. Декоративное панно. "Снегири на веточке"
3. Дымковская игрушка. "История промысла"
4. Дымковская игрушка "Лошадка"

февраль

1. "Козлик или барашек"
2. Дымковская игрушка. "Петушок"
3. Рельеф "Кораблик"
4. "Рамка для фото"

март

1. "Дымковский всадник"
2. "Барышня франтиха"
3. Рельеф "Чаепитие"
4. Дымковская игрушка. Сюжетная лепка по сказке "Колобок"

апрель

1. "Мишка" (Медведко-хозяюшко)
2. "Волшебная Птица-Сирин"
3. "Филимоновские Игрушки" "Петух"
4. "Птичница"

май

1. "День победы!"
2. "Шкатулка"
3. "Бабочки"
4. Сюжетная лепка по сказке "Репка"

третий год обучения

сентябрь

1. "Собираем урожай"
2. "Плетень" (панно)
3. Сюжетная композиция. "Осенняя сказка"

октябрь

1. "Листопад" (декоративное пано)
2. Пятигорская керамика. "Чудо рыбы"
3. Пятигорская керамика. "Котик"
4. Народные игрушки-свистульки

ноябрь

1. "Гжелевский молочник"
2. "Круглая ваза"
3. Лепка горшочков и копилок сложной формы
4. Декоративное панно "Корзинка с выпечкой"

декабрь

1. "Дед Мороз" (панно)
2. "Ёлочка с игрушками"
3. Сувениры к Новому году. Символ года
4. Сувенир "Подсвечник"

январь
1. "Старик с лукошком"
2. Сюжетная лепка. "Три медведя"
3. Каргопольская игрушка. Конь-полкан
4. Дымковская игрушка "Индюк"

февраль

1. "Балалаечник на свинье"
2. Дымковская игрушка. "Ярмарка" (коллективная работа)
3. Сувенир для папы
4. Сувенир для мамы

март

1. "Дымковская барышня"
2. Филимоновские свистульки
3. "Филимоновский олень"
4. Сувениры к празднику "Пасха"

апрель

1. Игрушка по мотивам Ковровского промысла Сюжетная лепка по сказке "По щучьему велению"
2. Сюжетная лепка "Федорино горе". Городецкая роспись
3. Полхов-Майданская матрешка

май

1. Хохлома. Роспись посуды
2. Мезенские собачка и лошадка
3. Абашевская игрушка
4. Декоративное панно "Яблонька в цвету"

 

 

Цели программы

Цель программы:
Создание условий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, посредством комплексного обучения лепке из глины, музыкального воспитания и ритмических упражнений.

 Задачи:

Обучающие.

· Учить детей при работе с глиной применять различные способы и технические приемы, уметь пользоваться инструментами и материалом в соответствии с техникой безопасности.

· Формировать знания по основам цветоведения.

· Учить детей работать по технологическим картам, составлять эскиз работы на листе бумаги.

· Изучать особенности быта камчадалов, особенности одежды коренных малочисленных народов севера.

· Знакомить с камчатскими писателями и их творчеством. С особенностями животного мира нашего края.

Развивающие.

Развивать:

· Чувство цветовой гармонии, композиционного построения, умение выделять главное.

· Чувство материала и пластической формы.

· Мелкую моторику пальцев рук, глазомер, чувство равновесия.

· Творческий потенциал, художественный вкус ребенка.

· Патриотические чувства, чувство любви к большой и малой Родине, где мы живем.

· Чувство единства истории своего края с историей всей страны и причастности к ней каждого человека.

Воспитательные.

Воспитывать:

· Желание вносить красоту в мир.

· Трудолюбие. Самостоятельность в работе. Желание доводить дело до конца. Ответственность.

· Способствовать формированию личности школьника, становлению его гражданской позиции.

Результат программы

Планируемые результаты

Первый год обучения.

К концу года должны знать:

- свойства глины, понимать, какие предметы можно из неё вылепить;

- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;

- правила общения.

К концу года дети должны уметь:

- уметь отделять от большого куска пластической массы небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;

- лепить различные предметы, состоящие из 1 – 3 частей, используя разнообразные приемы лепки;

- пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

- выполнять правила и приёмы обработки глины;

- правильно выполнять изученные технологические операции;

- самостоятельно изготавливать по образцу изделие.

Второй год обучения.

К концу года должны знать:

- общие сведения о традиционных русских народных промыслах лепной игрушки;

- название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;

- правила безопасности труда;

- правила организации рабочего места;

- этапы изготовления изделий из глины;

- правила и приёмы обработки глины.

К концу года дети должны уметь:

– узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых по программе;

– создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;

– выделять выразительные средства дымковской, каргопольской игрушек и гжельской керамики;

– использовать все многообразие усвоенных приемов;

– белить поделки и наносить краску на поверхность;

– раскрашивать изделия из глины гуашью;

– составлять сюжетные и декоративные композиции;

– выполнять творческие задания.

Третий год обучения.

К концу года должны знать:

– технологию лепки разными способами;

– особенности последовательной работы;

– особенности и отличия изделий традиционных народных промыслов лепной игрушки, изучаемых по программе;

– правила и приёмы обработки глины;

– технологию изготовления художественных изделий из глины;

– росписи декоративно-прикладного искусства.

К концу года дети должны уметь:

– узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых по программе;

– лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы;

– создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

– создавать изображения по мотивам народных игрушек;

– создавать декоративные композиции;

– расписывать вылепленные изделия;

– творчески использовать природный материал;

– работать в коллективе;

– выполнять творческие задания.

Особые условия проведения

Отличительная особенность программы заключается в том, что она составлена в комплексе и направлена на разные стороны эстетического воспитания и развития. Содержание программы включает три предмета:

· Ритмика

· Скульптура

· Музыка

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение курса

Занятия по лепке должны проходить в просторном, светлом кабинете, в котором есть столы на одного или двух человек. Столы расположены так, чтоб педагог мог свободно подходить к каждому ребёнку. Обязательное наличие раковины с водой. Размер столов и стульев должны соответствовать росту детей по требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Для обжига изделий из глины педагог пользуется муфельной печью, которая расположена в отдельном от класса помещении и установлена в соответствии с техникой пожарной безопасности.

На занятиях по лепке используется такое оборудование, как:

· Клеенка, которой застилаются столы для работы;

· шкафы для хранения документации, литературы, материала и инструментов для занятий;

· стеллажи и полки для готовых и не законченных работ;

· столы для сушки работ;

· доска маркерная, маркеры для доски;

· тематические плакаты по темам: «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», "Гжель";

· компьютер, видеопроектор, колонки, экран подвесной;

· кран с раковиной для умывания рук, мыло;

· полотенца, которое меняется через 2 дня использования и по мере загрязнения;

· гончарный круг.

Дети пользуются следующими инструментами и материалами:

· фартуки по размеру;

· кисти разных размеров и из разных материалов (щетина, белка, колонок, синтетика);

· ватные палочки, спонжи для рисования узоров;

· деревянные стеки;

· краски (гуашь, акриловые краски, акварель);

· пластмассовые палитры;

· белая водоэмульсионная или акриловая краска в качестве грунта для работ;

· стаканы для воды;

· глина;

· деревянные дощечки;

· полиэтиленовые пакеты для хранения незаконченных работ;

· бумага;

· тканевые салфетки;

· текстурные ткани;

· соленое тесто;

· скалки и рейки-ограничители для раскатывания глины;

· простые и цветные карандаши;

· маркеры для доски;

· трафареты.

Информационное обеспечение:

· выход в интернет,

· компьютер,

· видеопроектор,

· колонки,

· экран подвесной или ЖК панель.