Ансамбль «Рассветы Камчатки»

Актуальность данной программы определяется запросом и устойчивым интересом к народной хореографии со стороны учащихся и заключается в сохранении и укреплении здоровья подростков и молодежи через занятия хореографией. Целесообразность программы состоит не в объёме усвоенных знаний и умений, а в гармоничном, разностороннем развитии личности. Ценность обращения к народным традициям разных народов положительно влияет на развитие эмоционально-психологической сферы ребёнка. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей.

 

Педагоги

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Невежина Юлия Геннадьевна.

Концертмейстеры высшей квалификационной категории: Сёмушкин Валерий Николаевич, Савина Лариса Ивановна

Содержание программы

Обучение проводится в 3 этапа.

I этап. На изучение первого этапа отводится 864 часа, три года. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Длительность занятия для групп первого года обучения – 30 минут, для второго и третьего – 45 минут.

Этап включает два раздела. Раздел «Классический танец» рассчитан на обучающихся, ранее не получавших хореографической подготовки. Он является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин, развивает физические данные, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры. В этом его главное воспитательное значение.

Изучение раздела «Народно-сценический танец» предоставляет значительные возможности для приобщения обучающихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества, который является неотъемлемой частью начального образования. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата (развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа). Даёт возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счёт обучения только классическому танцу.

Обучение народно-сценическому танцу начинается со второго полугодия 1-го года обучения, т.к. к этому времени уже освоена азбука классического танца. Занятия начинаются на середине зала с изучения характерных для народно-сценического танца позиций рук и ног, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные детям элементы танцев, что является особенностью этой программы.

Постановочная работа начинается со 2-го года 1-го этапа обучения. Концертная деятельность планируется лишь эпизодически, в основном для накопления сценического опыта, преодоления страха и робости перед зрителями, а также для повышения мотивации занятий хореографией.

II этап. На изучение материала отводится 936 часов, три года. Основной особенностью 2-го этапа является формирование репертуара,
т.к. воспитанники начинают исполнять танцевальные номера в концертах ансамбля. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Длительность занятия 45 минут.

Форма занятий и отслеживания результатов сохраняется. Возраст обучающихся от 10 до14 лет, или 4-6 класс общеобразовательной школы.
Для обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимавшиеся в группе
1-го этапа обучения, но успешно прошедшие собеседование.

Этим этапом можно завершить так называемый всеобуч для некоторых категорий детей. Те же из них, кто проявил интерес и способности к классической и народной хореографии могут перейти к третьему этапу обучения.

III этап. На изучение и освоение материала отводится три учебных года, Основной особенностью этого этапа является активная концертная деятельность, т.к. учащиеся обладают соответствующим мастерством, техникой и манерой исполнения.

Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий в хореографическом коллективе, границы несколько сглаживаются. Так, например, на одном занятии могут изучаться элементы классического и народного танцев, а также элементы актёрского мастерства.

Развивать талант в ребёнке – это значит заниматься решением организационных вопросов, то есть управлять педагогическим процессом: контролировать занятия ребёнка, давать необходимые рекомендации родителям, чтобы они продолжали занятия с ребёнком дома.

В программе предусмотрена работа с одаренными детьми и детьми с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту.

В программе широко используются здоровьесберегающие технологии:

· партерная гимнастика (позволяет с наименьшими затратами энергии повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку);

· дыхательная гимнастика (учит согласовывать дыхание с движением);

· самомассаж (является основой закаливания и оздоровления детского организма);

· игры-релаксации (для снятия нервного напряжения).

Данная программа определяет основной подход к изучению классического и народно-сценического танцев, объём и распределение материала на каждом году обучения. Руководствуясь основными принципами работы, педагог, вправе увеличить или уменьшить объём и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы, способностей обучающихся и конкретных условий работы.

Программой предусмотрена возможность проведения занятий в дистанционном формате по определенным разделам в случае необходимости.

Цели программы

Цель программы: формирование и развитие творческих и физических способностей̆ учащихся средствами народно-сценического танца, воспитание устойчивого интереса к народному творчеству.

Результат программы

Предметные:

Учащийся будет знать:

- терминологию и технику выполнения танцевальных движений у станка и на середине зала;

- составляющие компоненты хореографического номера;

- историю создания танцев различных народов, костюма;

- историю хореографического искусства и выдающихся личностей в этой области;

- танцевальный этикет;

- музыкальные размеры, затактовые доли;

- правила техники безопасности.

будет уметь:

- координированно двигаться;

- самостоятельно разбирать и показывать «лексический материал» танца (движения), видеть ошибки других исполнителей;

- быстро ориентироваться на любой танцевальной площадке, сохраняя навыки ансамблевого исполнения;

- чувствовать характер музыки и передавать ее настроение;

- составлять импровизационные этюды.

Метапредметные:

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор познавательной и учебной деятельности;

- способность участия в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;

- проявление познавательной инициативы;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Личностные результаты:

- сформирована потребность в здоровом образе жизни;

- умение работать и общаться в коллективе;

- сформированы личностные качества: дисциплинированность, терпение, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, ответственность, чувство товарищества, патриотизма.

Особые условия проведения

В коллектив принимаются все желающие в возрасте от 7 лет независимо от наличия у них специальных физических данных, но имеющих склонность к танцевальной деятельности. Специальных знаний по предмету не требуется.

На 1-й год обучения принимаются дети в возрасте 7 – 9 лет. В индивидуальных случаях можно зачислить ребенка в уже сформированную группу после окончания набора. Группы комплектуются до 15, а в случае необходимости до 20 человек (например – равное количество мальчиков и девочек и др.). Для зачисления необходимо предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья и отсутствии заболеваний, препятствующих обучению по программе.

Материально-техническая база

Танцевальный класс, оборудованный станками и зеркалами, демонстрационный комплекс (интерактивная доска или экран, мультимедиа-проектор, персональный компьютер или ноутбук с установленным лицензионным программным обеспечением).