ДОП художественно-эстетического направления «Цветные ладошки»

Особенностью дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетическое направления «Цветные ладошки» является то, что она ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира. В основу программы заложена педагогическая модель художественно-творческого развития детей в изобразительной деятельности. Разные виды изобразительной деятельности предстают как детское искусство, которое имеет свою специфику и развивается по своим законам. Основополагающая идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Так же отличительной особенностью данной Программы является комплексность отбора в содержании не только базовых видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптуры), но использование нетрадиционных техник и подходов к изобразительной деятельности. Занимаясь по Программе, ребенок сможет применить в рисовании разные изобразительные материалы, узнать о способах применения. Будет самостоятельно изображать окружающий мир, не боясь ошибиться и сделать что-то не правильно. Тем самым Программа создаёт перспективу для творческого роста, личностного развития ребёнка.

Педагоги

Близнюк Александра Владимировна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Вводное занятие. Значение изобразительной деятельности в жизни людей. Направление работы студии. Необходимые инструменты и материалы. 

Раздел 2: Цветные ладошки. Знакомство с различными художественными материалами: гуашь, восковые мелки, фломастеры, приемами работы с ними. Освоение языка изобразительного искусства – линия, пятно, точка, мазок. Знакомство с основами цветоведения: смешение цветов, холодные и теплые цвета. Знакомство с геометрической основой формы предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) их соотношение в пространстве. Передача изображения с помощью этих форм.

Раздел 3: Цветная бумага творит чудеса.  Знакомство с понятием аппликация. Способы достижения наилучшего результата. Способы передачи изображения при помощи аппликации. Знакомство с различными видами цветной бумаги, приемами работы с ней.

Раздел 4: Лепим и играем. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Знакомство с приемами лепки в игровой форме. Правила работы.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Вводное занятие. Просмотр прошлогодних работ. Отслеживание знаний за прошлый год. Необходимые инструменты и материалы. 

Раздел 2: Волшебные краски. Знакомство с новым материалом (гуашь), способы совмещения различных материалов в одном рисунке. различными сочетаниями изобразительных материалов в одном рисунке. Освоение языка изобразительного искусства–пятно, точка, мазок. Получение составных цветов. Холодные и теплые цвета. Рисование геометрической формы, как основы для создания определённого образа (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Применение нетрадиционных техник и материалов для достижения художественного образа (рисование ватной палочкой, обратной стороной кисточки, кляксография).

Раздел 3: Малыши-карандаши. Совершенствование работы с мелками. Новые способы работы (плашмя, растирка), соединение в рисунке с другими художественными материалами. Знакомство с новыми инструментами, техника безопасности.

Раздел 4: Бумажная сказка. Совершенствование работы с бумагой. Новые способы работы с ней. (вырезание по прямой, обрывание, комкание), соединение в рисунке с другими художественными материалами. Знакомство с новыми инструментами, техника безопасности. Использование бумаги в плоскостном изображении.

Раздел 5: Занимательная лепка. Усложнение темы. Составление фигурки из нескольких частей. Соединение деталей не только прижатием, но и «примазыванием». Подробная детализация изображения. Декорирование элементов дополнительными материалами (макаронные изделия, гофрированный картон). Понятие фактуры предмета. Правила техники безопасности.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Вводное занятие. Просмотр прошлогодних работ. Отслеживание знаний за прошлый год. Необходимые инструменты и материалы. 

Раздел 2: Волшебные краски  Знакомство с новым материалом (акварель), способы совмещения различных материалов в одном рисунке. различными сочетаниями изобразительных материалов в одном рисунке. Освоение языка изобразительного искусства – пятно, точка, мазок. Получение составных цветов. Холодные и теплые цвета. Рисование одной-двумя красками. Совершенствование рисования геометрической формы, как основы для создания определённого образа (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).  Применение нетрадиционных техник и материалов для достижения художественного образа (рисование ватной палочкой, обратной стороной кисточки, кляксография).

Раздел 3: Цветная графика Совершенствование работы с разными графическими материалами. Новые способы работы (плашмя, растирка), соединение в рисунке с другими художественными материалами. Понятия: линия, штрих, точка, пятно. Знакомство с новыми инструментами. (Ручка гелиевая, фломастер, карандаши, мелки разные) Техника безопасности.

Раздел 4: Бумажная сказка Совершенствование работы с бумагой. Новые способы работы с ней. (вырезание по прямой, обрывание, торцевание, тиснение), соединение в рисунке с другими художественными материалами. Знакомство с новыми инструментами, техника безопасности. Использование бумаги в плоскостном изображении.

Раздел 5: Занимательная лепка Усложнение темы. Составление фигурки из 9 и более частей. Соединение деталей не только прижатием, но и «примазыванием». Подробная детализация изображения. Декорирование элементов дополнительными материалами (бисер, природный материал, гофрированная бумага). Понятие фактуры предмета. Правила техники безопасности.

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Создание условий для развития творческих способностей дошкольников с помощью художественных средств выражения.

Результат программы

1 год обучения:

На первом году обучения больше уделено внимания технике рисования, отработке основных движений руки и кисти. К концу первого года обучения дети должны уметь: правильно держать кисть и владеть ею; узнавать и изображать простые геометрические фигуры: круг, овал; прямоугольник, треугольник. Рисовать разные виды линий в разных направлениях. Дополнять их до художественного образа. Будут применять некоторые нетрадиционные методы изображения: рисование пальцами и ладонью, отпечаток поролоном, смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пластилином; знать основные цвета: красный, жёлтый, синий. Обрывать и комкать бумагу, составлять простой сюжет, используя заготовки, раскатывать шар, столбик, делить заготовку на части.

2 год обучения:

В конце второго года обучения предполагается, что дети продолжат знакомство с нетрадиционными техниками изображения: рисование фломастерами с водой, печатание пенопластом. Освоят работу с гуашью и кистью. Будут применять разные способы наложения мазка( примакивание, набрызг, короткие и длинные мазки). Узнают более подробно о построении изображаемого предмета, разных видах аппликации (обычная, обрывная). Смогут называть и получать составные цвета: оранжевый, зелёный, фиолетовый. Будут пользоваться основными приёмами лепки: разминание, скатывание, раскатывание, сплющивание, скручивание, прищипывание, вдавливание, вытягивание.

3 год обучения:

На третьем году обучения детям будет предложено расширить набор используемых материалов: фломастеры, гелиевая ручка, цветные карандаши и акварель. К концу учебного года дети должны знать: названия цветов и оттенков, правила смешения красок и получения составных цветов; начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Должны уметь: свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины; правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображаемого; правильно передавать форму, пропорции, положение предметов; правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; передавать в тематических рисунках пространство; выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм; рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приёмы росписи (штрихи, точки, волнистые линии). В разделе аппликации знакомство с разными видами бумаги, приёмы работы с ней, соединение их в одной работе. В лепке применяют различные способы соединения деталей, декорирования фигур.

Особые условия проведения

Воспитанники МБДОУ "Детский сад № 5" от 3-х до 7 лет.

Материально-техническая база

Отдельный кабинет изостудии, столы, стулья по количеству детей.

Младший дошкольный возраст

Цветные карандаши (12 цветов), кисти беличьи или колонковые (2 размера для каждого ребенка), краски гуашь (не менее б цветов), палитры детские, стаканчики-непроливайки, мелки (восковые, пастельные, меловые), бумага (белая, цветная и тонированная), картон, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (8-12 цветов), стеки, формочки для песка и выпечки, геометрические тела, предметы для натуры и обследования (игрушки, муляжи овощей и фруктов, бытовые предметы) и др.

Нетрадиционные материалы: соленое тесто, природный материал, разноцветные пуговицы и шнурки, ватные палочки и диски, зубные и платяные щетки, губки, песок (цветной декоративный и чистый речной).

Для развития эстетического восприятия: произведения народного и декоративно-прикладного искусства, книги по искусству, репродукции, детские художественные альбомы.

Старший дошкольный возраст

Карандаши цветные (18-24 цвета), простые и многоцветные, кисти беличьи или колонковые (3 размера для каждого ребенка), краски гуашь (8-12 цветов) и акварель, сангина, гелиевые ручки, палитры детские, стаканчики для воды, подставки под кисти, мелки (пастельные, меловые, восковые), бумага (белая, цветная, тонированная, копировальная, калька), картон, гофрокартон, ткань, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (не менее 12 цветов), глина, стеки, поворотные диски, степлер, дырокол, скотч, геометрические тела, предметы для натуры (игрушки, комнатные растения, муляжи овощей и фруктов, предметы быта, дизайн-изделия).

Нетрадиционные материалы: природный материал, соленое тесто, разноцветные шнурки, шерстяные нитки, пуговицы, бусины, бисер, ватные палочки, щетки, губки, песок (цветной декоративный и чистый речной), соль.

Для развития эстетического восприятия: произведения народного и декоративно-прикладного искусства, мелкая пластика, книги по искусству, репродукции, детские художественные альбомы.