Школьный театр «Геликон»

Актуальность данной программы заключается в том, что, учитывая условия сельской местности и отдаленность от культурных центров, дети могут приобрести дополнительные знания, приобщаясь к общечеловеческим ценностям, искусству театра, заполнить свое свободное время, реализовать свои творческие возможности, приобретая необходимую культурную базу для дальнейшей жизни.

Отличительная особенность данной программы дополнительного образования заключается в том, что занятия в школьном театре направлены на личностное развитие учащихся: воспитывают организованность и ответственность, способствуют раскрытию личностных качеств неуверенного в себе ребенка и формированию адекватной самооценки, решают проблему помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятной жизненной ситуации. В программе впервые систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности кружка «Школьный театр», обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей.

Обнаружить в каждом участнике одаренность, раскрыть индивидуальность ребенка, обеспечить возможность для ее развития, найти полноценное и творческое применение этой индивидуальности и одаренности в деятельности театра, а не раскрытие актерского амплуа – вот задача руководителя творческого коллектива.

Программа направлена на:

  • создание условий для творческой самореализации личности ребенка,
  • обеспечение его эмоционального благополучия,
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям,
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации ребенка,
  • укрепление психического и физического здоровья,
  • взаимодействие семьи и школы.

Программа школьного театра рассчитана на 3 года занятий с детьми разного возраста с 7 до 17 лет.

Программа занятий является долгосрочной, поскольку повышение уровня исполнительского мастерства не имеет границ, и циклической, потому что освоение роли в очередной пьесе строится на основе пройденного материала.

Обучение проводится в 3 этапа:

  • 1 этап – период начальной подготовки детей,
  • 2 этап – период развития актерских способностей,
  • 3 этап – период совершенствования исполнительского мастерства.

Длительность этапа возможна от 1 до 3 лет, это зависит от степени одаренности детей и скорости усвоения учебного материала.

По окончании учебного курса занятия с ребенком могут быть продолжены по индивидуальному маршруту.

Целесообразность программы заключается в том, чтобы сделать доступным занятия театральным искусством широкому кругу детей, побудить обучающихся к творческой активности, воспитать художественный и эстетический вкус, развить музыкальный слух, чувство красоты слова, движения и пластики, артистичность, помочь ребенку самореализоваться в творчестве.

Театральный коллектив делится на 3 разновозрастных подгруппы, оптимальное количество человек в группе – 6 (в связи с особенностями сельской местности). Группы необходимы, для того чтобы уделять больше времени каждому ребенку, достаточно глубоко и детально работать над актерским мастерством, техникой речи, дикцией, орфоэпией, постановкой голоса с целью обеспечения наиболее высокого качества исполнения роли. Для работы театра необходим балетмейстер для занятий пластикой и постановки хореографических композиций.

Занятия в театре проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Занятия продолжительностью 45 минут проводятся 3 раза в неделю с каждой группой (по 3 часа). Занятия проводятся на базе основной площадки Раздольненской СШ (актовый зал).

Образовательный процесс строится в соответствии с психологическими особенностями и возможностями детей, что позволяет при необходимости использовать коррекцию времени и режима занятий.

Педагоги

Прошкина Ольга Игоревна - педагог дополнительного образования, руководитель школьного театра "Геликон".

Расписание

Пн: Выходной

Вт: 14:30-17:30

Ср: 14:30-17:30

Чт: 14:30-17:30

Пт: 14:30-17:30

Сб: 10:35-14:20

Вс: 10:35-15:05

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ 1. Введение.

  • Тема 1.1. Знакомство с кружковцами.
  • Тема 1.2. Задачи и особенности занятий в театральном коллективе.

РАЗДЕЛ 2. Элементы сценической грамоты.

  • Тема 2.1. Значение игр, упражнений, этюдов, импровизаций в процессе овладения сценической грамотой.
  • Тема 2.2. Этюды на оправдание предлагаемых обстоятельств.
  • Тема 2.3. Сценическое отношение. Перемена отношений к месту действия, предмету. Упражнения на перемену отношения к предмету.

РАЗДЕЛ 3. Работа над текстом.

  • Тема 3.1. Словесное действие, внутренний монолог, «татирование», "излучение-влучение".
  • Тема 3.2. "Работа над дикцией".

РАЗДЕЛ 4. Сценическое общение. Взаимодействие с партнером. Импровизация. Этюды.

РАЗДЕЛ 5. Работа над сценами, миниатюрами: особенности первой читки материала, художественные особенности пьесы, обсуждение текста. Этюды на события пьесы.

РАЗДЕЛ 6. Воспроизведение в действии целых картин. Мизансценирование. Этюды.

РАЗДЕЛ 7. Подготовка к показу. Работа над отдельными сценами, миниатюрами, монологами, скетчами.

РАЗДЕЛ 8. Репетиции в выгородке, работа с оформлением, показ на зрителя.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ 1. Введение. Беседы о театре.

РАЗДЕЛ 2. Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами.

  • Тема 2.1. Признаки сценического действия
  • Тема 2.2. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях, в предлагаемых обстоятельствах.
  • Тема 2.3. Умение оправдывать свое поведение в предлагаемых обстоятельствах.
  • Тема 2.4. Оценка – элемент действия.
  • Тема 2.5. Сценическое общение.
  • Тема 2.6. Физическое самочувствие.
  • Тема 2.7. Упражнения на память физических действий, развивающие чувство правды и веру.
  • Тема 2.8. Слово как средство общения.

РАЗДЕЛ 3. Культура и техника речи.

  • Тема 3.1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
  • Тема 3.2. Дикционные и интонационные упражнения.

РАЗДЕЛ 4. Сценическое движение, танцы.

  • Тема 4.1. Игры на развитие двигательных способностей.
  • Тема 4.2. Жесты как важнейшее средство выразительности.

РАЗДЕЛ 5. Работа над сценами, миниатюрами, монологами

  • Тема 5.1. Предварительный анализ текста.
  • Тема 5.2. Работа над отдельными эпизодам, событиями, миниатюрами, монологами в условиях примерной выгородки. Показ зрителям.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ 1. Беседы о театре.

РАЗДЕЛ 2. Общеразвивающие игры, упражнения их роль в театральном тренинге.

РАЗДЕЛ 3. Основы грима, гримировальные принадлежности, инструменты и материалы.

РАЗДЕЛ 4. Сценическое движение. Упражнения подготовительно-тренировочной части. Танцы.

РАЗДЕЛ 5. Этика.

РАЗДЕЛ 6. Техника сценической речи.

  • Тема 6.1. Обучение сценической речи.
  • Тема 6.2. Комплекс упражнений для верного распределения звука и слова в сценическом пространстве.
  • Тема 6.3. Работа над дикцией.
  • Тема 6.4. Творческие игры со словом.
  • Тема 6.5. Словесная игра-скороговорка.

РАЗДЕЛ 7. Тренинг внутренней актерской техники.

  • Тема 7.1. Перемена отношения к партнеру, сценическое общение.
  • Тема 7.2. отношение к факту (оценка факта).

РАЗДЕЛ 8. Работа над небольшой пьесой, сценкой, отрывком из спектакля, миниатюрами, монологами.

  • Тема 8.1. Предварительный разбор пьесы, работа над отдельными эпизодами и сценами.
  • Тема 8.2. Работа над ролью на репетиции. Работа над ролью на спектакле.

Цели программы

Цель программы: гармоническое развитие личности ребенка средствами театрального образования путем совершенствования творческих умений и стимулирования творческой активности и самостоятельности.

Творческое начало, воспитанное в школьном возрасте благотворно скажется на любом деле, которым станет впоследствии заниматься взрослый человек. К тому же приобщение к искусству не только в качестве потребителя, но и в качестве творца – лучший путь воспитания талантливых читателей и зрителей, необходимых любому развитому культурному обществу.

Цель программы может быть достигнута при решении ряда задач:

 1. обучения:

  • знакомство с театром, его историей, театральными профессиями, костюмами, атрибутами,
  • изучение театральной терминологии,
  • изучение приемов и методов работы над ролью, пьесой,
  • практическое знакомство с элементами сценического действия,
  • обучение приемам, технике безукоризненной речи,
  • изучение приемов владения сценическим движением,
  • овладение навыками коллективного творчества,
  • усвоение способов деятельности, использование которых возможно при решении значимых для них проблем, выходящих за рамки школьной жизни,

2. воспитания:

  • формирование устойчивого интереса к искусству театра и театрально-игровой деятельности,
  • воспитание коммуникативных качеств личности (развитие вербальных и невербальных видов общения),
  • привитие интереса к межличностному общению средствами театра,
  • воспитание смелости публичного самовыражения,
  • активизация познавательного интереса к самостоятельному поиску,

3. развития:

  • совершенствование логического и стилистического мышления, способствующего повышению языковой культуры,
  • развитие внутренней культуры детей путем освоения основ этики и этикета,
  • развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности,
  • развитие художественного и эстетического вкуса ребенка,
  • раскрепощение детей путем развития индивидуальных актерских способностей,
  • развитие музыкального слуха, чувства красоты движения и пластики.

Стимулирование творческого роста учащихся происходит и за счет участия в районных и краевых конкурсах, что развивает умения коммуникации и социальной адаптации.

Результат программы

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы «Школьный театр» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

К концу 1 года обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

ЗНАТЬ

  • Порядок построения диалогов между героями произведения,
  • Способы пластической импровизации,
  • Качества хорошей речи (дикция, тон, четкость),
  • Правила построения выразительной речи,
  • Правила размещения актеров на сценической площадке,
  • Взаимосвязь пластики и музыки,
  • Значение повторения и запоминания мизансцены для постановки спектакля

УМЕТЬ

  • Строить диалоги между героями одного произведения,
  • Строить пластические импровизации в соответствии с характером произведения,
  • Строить свою речь в соответствии с качествами хорошей речи,
  • Выразительно читать прозаические произведения,
  • Равномерно размещаться на сценической площадке, двигаясь, не сталкиваться друг с другом в разном темпе,
  • Создавать пластическую импровизацию под музыку разного характера,
  • Запоминать и повторять заданные режиссером мизансцены

К концу 2 и 3 года обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

ЗНАТЬ

  • Значение эмоциональных факторов для работы над ролью,
  • Основные характеристики культуры общения и техники речи,
  • Законы сценической речи,
  • Взаимосвязь работы над ролью и коммуникации, как одной из сторон человеческого общения,
  • Знать комплексом специальных знаний и навыков театрального дела,
  • Особенности образной природы художественного слова,
  • Способы воссоздания на основе текста конкретных видений путем пробуждения воображения,
  • Критерии оценки качества работы коллег,
  • Методы оценивания работы друг друга,
  • Приемы работы над гримом,
  • Пути создания сценического образа с использованием жестов и мимики,
  • Различие значений выражений в зависимости от произношения (интонация, темп, звук),
  • Способы релаксации отдельных групп мышц,
  • Методы работы над пьесой,
  • Методы работы над ролью.

УМЕТЬ

  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, чувство ответственности, уверенности,
  • Овладеть навыками межличностного общения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке,
  • Говорить правильно и красиво,
  • Владеть четкой и грамотной речью,
  • Заявлять о себе, своих достоинствах доступно, понятно,
  • Владеть комплексом специальных знаний и навыков в театральном деле,
  • С художественным вкусом, вниманием и эмоциональной чуткостью разбираться в образной природе художественного слова,
  • Воссоздавать на основе текста конкретные видения путем пробуждения воображения,
  • Формулировать критерии оценки качества работы коллег,
  • Оценивать работу друг друга путем развития интереса к анализу и самоанализу,
  • Правильно пользоваться гримом перед спектаклем,
  • Создавать сценический образ, используя жесты и мимику,
  • Произносить скороговорку с разными интонациями, разным темпом, шепотом или беззвучно,
  • Снимать напряжение в отдельных группах мышц, уметь владеть своим телом,
  • Анализировать пьесу по основным событиям, определять тему, идейную направленность произведения, основной конфликт,
  • Анализировать свою роль, исходя из замысла спектакля.

Диагностика результатов обучения:

Наличие интереса к занятиям театральным искусством диагностируется путем наблюдения за ребенком на занятиях.

Наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях и при подготовке к ним.

Наличие и степень развития способностей ребенка чувствовать красоту, а также осознавать и выражать свои эмоции и чувства посредством театральной деятельности диагностируется через анализ творческих выступлений, беседы, просмотра видеоматериала своих выступлений, умение увидеть и проанализировать ошибки, отметить достоинства.

Степень владения ребенком теоретическим материалов оценивается путем проведения тематических бесед, опросов.

Особые условия проведения

Значимым моментом при работе с детским театральным коллективом является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению театрального искусства, подготовка и проведение общих праздников, концертов, выступлений, совместные посещения выставок, спектаклей.

Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему, эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога- создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, Но и чувствовать себя единым целым.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающихся методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка- это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

В основу реализации нашей театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности, одобряя и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. На первом году занятий первоочередными задачами являлись умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то в дальнейшем большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов.

Дети учатся моделировать свое поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства.

На II и III году перед школьниками ставятся более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования к качеству их исполнения.

В процессе межличностного общения в цепи «педагог-ребенок» реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребенок, группа включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы дополнительного образования "Школьный театр".

Для эффективной деятельности по программе необходима материально-техническая база театра:

Оборудование:

1. Актовый зал, сцена, затемнение на окнах.

2. Костюмерная для хранения костюмов и реквизита.

3. Операторская.

4. Гримёрная.

5. Хореографический класс

6. Цех по изготовлению декораций и реквизита.

7. Мебель, необходимая для постановки спектаклей.

8. Декорации.

Дидактический материал:

1. Учебная литература по театру.

2. Художественная литература (пьесы для театра).

3. Литература по педагогике и психологии (психологические и развивающие игры, тренинги).

Наглядные пособия:

1. Стенды достижений с фотографиями и грамотами ребят.

2. Инструкции по технике выполнения грима разных типов лица.

3. Сменные стенды, содержащие материал по этике артиста, театральной терминологии, методам работы над ролью.

Техническое оснащение:

1. Световое оборудование;

2. Проектор;

3. Пианино;

4. Колонки с микшером-усилителем;

5. Ноутбук.

6. Микрофоны.

Стоимость

Бесплатно

Видео

[ " ", " ", " ", " ", " ", " ", " ", "" ]