«Основы игры на фортепиано».

Данная программа предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на фортепиано. Главная цель программы, заинтересовать и раскрыть способности ребенка в процессе обучения.

Педагоги

Моргун Оксана Михайловна

Содержание программы

Первый год обучения. В первом полугодии вся работа направлена на ознакомление с инструментом, на организацию игрового аппарата, приобретение пианистических навыков. Ученик должен проходить параллельно с освоением нотной грамоты и основных штрихов начальные пьесы из сборников для фортепиано. Произведения подбирает педагог, исходя из индивидуальных способностей ученика.

Во втором полугодии закрепляются и развиваются полученные знания и навыки. Программа состоит из подготовительных упражнений к игре гамм, этюдов, пьес различного характера и ансамблевых пьес, крупной формы (сонатина или вариации) для способных учащихся.

В программу 2-го и 3-го года обучения входят гаммы, этюды на разные виды техники, полифония, произведения крупной формы, пьесы различного характера, ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху, знакомство с музыкальными терминами.

Программа 3-го года обучения имеет более сложные музыкальные и технические задачи. Играя  гаммы, следить  за качеством звука, добиваясь  динамически и ритмически  ровного  звучания  legato, мягких и спокойных  движений  рук и  пальцев.  Учащийся  расширяет  познания в  области  терминологии : темповые, динамические  обозначения,  знакомится  с формой  произведений. Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить  к  освоению  педали,  что  способствует развитию  творческих  возможностей  учащегося.

Цели программы

Музыкально - эстетическое образование детей, формирование их художественного вкуса, расширение музыкального кругозора посредством обучения их игре на фортепиано и участия в концертных выступлениях.

Результат программы

К окончанию первого года обучения учащийся  должен овладеть правильными игровыми навыками, верно исполнять основные штрихи (нон легато, легато, стаккато, акцент). При чтении нот с листа уметь верно прочитать простейшие упражнения (играть ритмично, верными штрихами и аппликатурой). Подбирать по слуху от разных звуков детские песни. Определять характерные признаки песни, марша, танца.

К окончанию второго года обучения учащийся играет выученный репертуар  в характере, с динамическими оттенками, ритмично и в указанном темпе. Пройденные гаммы  в две октавы двумя руками вместе, тонические трезвучия аккордами, арпеджио каждой рукой отдельно. Уметь выразительно играть мелодию, а подголоски и аккомпанирующую партию тише. Знать наиболее употребляемые музыкальные термины.

К окончанию третьего года обучения  пройденные этюды играть  в нужном темпе, добиваясь беглости пальцев и свободы движений. В ансамблевой игре учащийся должен уметь слышать партнера, контролировать соотношение звучания партий, точно вступать. Работая над полифоническими мелодиями, уч-ся хорошо слушает себя, контролирует голосоведение. В работе над крупной формой уч-ся воспринимает объемное, разноплановое произведение как одно целое. Исполнение разных по характеру, темпу вариаций, тем в различном ключе, уч-ся анализирует произведения, умеет выделять главную мысль и вести ее через все произведение, добиваясь цельности звучания. Выученный репертуар играет в характере, с динамическими оттенками, ритмично и в указанном темпе.

Особые условия проведения

Наличие в классе инструмента (фортепиано), сборников для фортепиано, регулярное посещение занятий учащимися.

Материально-техническая база

  1. Кабинет, оборудованный для занятий игрой на фортепиано.
  2. Фортепиано "Ритм".
  3. Стул педагога, стул учащегося
  4. Шкаф - для методических пособий.
  5. Ноты, методические сборники, музыкальная литература.
  6. Нотная тетрадь, дневник обучающегося, ручка.
  7. Музыкальный центр.
  8. CD - диски с музыкальными произведениями.